ChemNet
 

Химия в школе

Школьное химическое образование в России:
стандарты, учебники, олимпиады, экзамены

В.В.Еремин, Н.Е.Кузьменко, В.В.Лунин, О.Н.Рыжова
Химический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова

        Химия - наука общественная в том смысле, что она развивается, в первую очередь, в тех направлениях, которые диктуются общественными потребностями. Содержание химического образования, в том числе школьного, также определяется общественными интересами и отношением общества к науке. В России под влиянием западных финансовых институтов сейчас происходит реформа (модернизация) всей системы образования с целью "вхождения новых поколений в глобализованный мир". Эта реформа в том виде, в каком она была задумана, представляла серьезную угрозу для химического образования в России. Стремительное проведение реформы могло привести к тому, что предмет "Химия" в школе был бы ликвидирован и заменен интегрированным курсом "Естествознание". Этого удалось избежать.

        Реформа проявилась в другом. Принципиально новое ее следствие состоит в том, что впервые в стране подготовлен единый государственный стандарт школьного образования, в котором четко сформулировано, чему и как учить в школе. В стандарте закреплено преподавание химии по концентрической схеме с разделением общего (8-9 классы) и среднего (10-11 классы) образования. Несмотря на свою жесткую структуру, новый стандарт учитывает тенденции развития современной химии и ее роль в естествознании и в обществе и может послужить инструментом развития химического образования. Первый шаг в использовании нового стандарта школьного химического образования уже сделан: на его основе создан проект школьной программы и написаны школьные учебники по химии для 8 и 9 класса.

        Реферат. Обсуждается современное состояние школьного химического образования в России. Принципиальная новизна ситуации состоит в том, что впервые подготовлен единый государственный стандарт школьного образования. Рассмотрены идейные предпосылки и содержание стандарта по химии. Представлены концепция и методические принципы новой школьной программы по химии и нового комплекта школьных учебников, написанных авторским коллективом химического факультета МГУ на основе этого стандарта. Обсуждена роль химических олимпиад в системе школьного образования.

        Естественные науки во всем мире переживают нелегкие времена. Финансовые потоки уходят из науки и образования в военно-политическую сферу, престиж научных работников и преподавателей падает, а необразованность большей части общества растет стремительными темпами. Миром правит невежество. Дело доходит до того, что в Америке правые христиане требуют юридической отмены второго закона термодинамики, который, по их мнению, противоречит религиозным доктринам.

        Больше других естественных наук страдает химия. У большинства людей эта наука ассоциируется с химическим оружием, загрязнением окружающей среды, техногенными катастрофами, производством наркотиков и т.д. Преодоление "хемофобии" и массовой химической безграмотности, создание привлекательного общественного образа химии - одна из главных задач школьного химического образования, современное состояние которого в России мы хотим обсудить.

Содержание

I Программа модернизации (реформы) образования в России и ее недостатки
II Проблемы школьного химического образования
III Новый государственный стандарт школьного химического образования
IV Новая школьная программа и новые учебники по химии
V Современная система химических олимпиад
  Литература

Сведения об авторах

  1. Вадим Владимирович Еремин, кандидат физико-математических наук, доцент химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, лауреат премии Президента РФ в области образования. Научные интересы: квантовая динамика внутримолекулярных процессов, спектроскопия временного разрешения, фемтохимия, химическое образование.
  2. Николай Егорович Кузьменко, доктор физико-математических наук, профессор, зам. декана химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, лауреат премии Президента РФ в области образования. Научные интересы: молекулярная спектроскопия, внутримолекулярная динамика, химическое образование.
  3. Валерий Васильевич Лунин, доктор химических наук, академик РАН, профессор, декан химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, лауреат премии Президента РФ в области образования. Научные интересы: физическая химия поверхности, катализ, физика и химия озона, химическое образование.
  4. Оксана Николаевна Рыжова, младший научный сотрудник химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Научные интересы: физическая химия, химические олимпиады школьников.

        Работа выполнена благодаря частичному финансированию Государственной программой поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (проект НШ № 1275.2003.3).


[ Химия в школе ]


Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам информацию, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору