ChemNet
 
Предыдущий раздел Следующий раздел Содержание Школьное химическое образование в России:
стандарты, учебники, олимпиады, экзамены

III. Новый государственный стандарт школьного химического образования

        Проблема стандарта возникла в начале 90-х годов прошлого века, когда при активном участии тогдашнего министра образования Э.Днепрова школьное образование взяло курс на вариативность. За короткий срок в стране были написаны многочисленные авторские программы, учебники, пособия по химии, при этом качество многих из них было более чем сомнительным. Каждый учитель получил право сам выбирать, чему и как учить. В результате достаточно быстро выяснилось, что содержание образования перегружено второстепенной информацией, не имеющей значения ни для дальнейшего развития учеников, ни для окружающей жизни. Актуальным стал вопрос о стандартизации содержания школьного образования.

        В июне 2002 г. законопроект "О государственном стандарте общего образования" был принят Государственной Думой РФ в первом чтении. В соответствии с ним, утверждению стандарта должно предшествовать общественное обсуждение проекта. Для разработки стандартов Министерство образования РФ совместно с Академией образования создали временный научный коллектив под руководством академиков РАО Э.Днепрова и В.Шадрикова, который уже через несколько месяцев опубликовал свой проект [11]. Общественное обсуждение, которое состоялось во многих школах, вузах, Российской Академии Наук, показало несостоятельность этого проекта. Так, президиум РАН в своем постановлении отметил, что "проект ... государственного стандарта общего образования, подготовленный Минобразованием России, неудовлетворителен. Его принятие приведет к катастрофическому снижению уровня школьного образования в нашей стране с последующим неизбежным падением ее оборонного и экономического потенциала" [12]. После этого были созданы новые рабочие группы по доработке стандартов. Один из авторов статьи (Н.Е.К.) возглавил рабочую группу по химии. Проект стандарта по химии был полностью переработан и в настоящее время он готов к законодательному утверждению.

        В рамках принятой в России концентрической схемы разработано три стандарта по химии: (1) основное общее образование (8-9 классы), (2) базовое среднее (10-11 классы) и (3) профильное среднее образование (10-11 классы).

        Принимаясь за разработку стандарта химического образования, авторы исходили из тенденций развития современной химии и учитывали ее роль в естествознании и в обществе. Современная химия ‑ это фундаментальная система знаний об окружающем мире, основанная на богатом экспериментальном материале и надежных теоретических положениях. Научное содержание стандарта базируется на двух основных понятиях: <вещество> и <химическая реакция>.

        <Вещество> - главное понятие химии. Вещества окружают нас везде: в воздухе, пище, почве, бытовой технике, растениях и, наконец, в нас самих. Часть из этих веществ нам дана природой в готовом виде (кислород, вода, белки, углеводы, нефть, золото), другую часть человек получил путем небольшой модификации природных соединений (асфальт или искусственные волокна), но самое большое число веществ, которые раньше в природе не существовали, человек синтезировал самостоятельно. Это - современные материалы, лекарства, катализаторы. На сегодняшний день известно около 20 млн. органических и около полумиллиона неорганических веществ, и каждое из них обладает внутренней структурой. Органический и неорганический синтез достиг такой высокой степени развития, что позволяет синтезировать соединения с любой заранее заданной структурой. В связи с этим, на первый план в современной химии выходит прикладной аспект, в котором упор делается на связи структуры вещества с его свойствами, а основная задача состоит в поиске и синтезе полезных веществ и материалов, обладающих заданными свойствами.

        Самое важное в окружающем мире состоит в том, что он постоянно изменяется. Второе главное понятие химии - это <химическая реакция>. Каждое мгновение в мире происходит неисчислимое множество реакций, в результате которых одни вещества превращаются в другие. Некоторые реакции мы можем наблюдать непосредственно, например ржавление железных предметов, свертывание крови, сгорание автомобильного топлива. В то же время, подавляющее большинство реакций остаются невидимыми, но именно они определяют свойства окружающего нас мира. Для того, чтобы научиться этим миром управлять, человек должен глубоко понять природу реакций и те законы, которым они подчиняются. Задача современной химии состоит в изучении функций веществ в сложных химических и биологических системах, анализе связи структуры вещества с его функциями и синтезе веществ с заданными функциями.

        Исходя из того, что стандарт должен служить инструментом развития образования, было предложено разгрузить содержание основного общего образования и оставить в нем только те элементы содержания, образовательная ценность которых подтверждена отечественной и мировой практикой преподавания химии в школе. Минимальная по объему, но функционально полная система знаний, представленная в стандарте основного общего образования, структурирована по шести содержательным блокам:

  • Методы познания веществ и химических явлений
  • Вещество
  • Химическая реакция
  • Элементарные основы неорганической химии
  • Первоначальные представления об органических веществах
  • Химия и жизнь

        Стандарт базового среднего образования разбит на пять содержательных блоков:

  • Методы познания химии
  • Теоретические основы химии
  • Неорганическая химия
  • Органическая химия
  • Химия и жизнь

        Последние блоки в каждом стандарте были введены для усиления практической жизненной направленности обучения. С этой же целью в разделах "Требования к уровню подготовки выпускников" перечислены ситуации повседневной жизни и практической деятельности, в которых необходимо использовать знания и умения, приобретенные на уроках химии.

        Преемственность между общим и средним образованием обеспечивается тем, что основу обоих стандартов составляют Периодический закон Д.И.Менделеева, теория строения атомов и молекул, теория электролитической диссоциации и структурная теория органических соединений.

        Два уровня образовательного стандарта среднего (полного) образования - базовый и профильный - существенно различаются по своим целям и содержанию. Стандарт базового среднего уровня призван прежде всего обеспечить выпускнику средней школы возможность ориентироваться в общественных и личных проблемах, связанных с химией. В стандарте профильного уровня система знаний значительно расширена, в первую очередь за счет представлений о строении атомов и молекул, а также закономерностях протекания химических реакций, рассматриваемых с точки зрения теорий химической кинетики и химической термодинамики. Тем самым обеспечивается подготовка выпускников средней школы к продолжению химического образования в высшей школе.

        В настоящее время все три стандарта по химии проходят общественное обсуждение и готовятся к законодательному утверждению.


Предыдущий раздел Следующий раздел Содержание

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам информацию, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору