II. Проблемы школьного химического образования
От
общих проблем модернизации образования перейдем к проблемам собственно химического
образования. Для того, чтобы определить его основные задачи, достаточно ответить
на простой вопрос: <Что должно остаться в голове у школьников от уроков
химии?>. Если речь не идет о школьниках, ориентированных на будущую
профессиональную работу в области химии, то ответ может быть такой: задача
школьного химического образования - дать детям грамотное представление о
свойствах веществ и их превращениях в природе. Ребята должны знать, из чего
состоят предметы вокруг них, и что с этими предметами может происходить при
различных воздействиях: как горят дрова, из чего состоит воздух, почему ржавеет
железо, как можно собрать разлившуюся ртуть и т.д.
Химия
- наука, в первую очередь,
экспериментальная. Современная средняя школа из-за недостатка материальных
ресурсов постоянно скатывается в сторону "бумажной химии". Нередки
ситуации, когда хороший ученик умеет расставлять коэффициенты в сложном
уравнении, но не имеет представления о том, как выглядят участники реакции, и
даже не знает, твердые они или жидкие. Для того, чтобы исправить эту ситуацию,
необходимо увеличить число лабораторных занятий и резко улучшить оснащение
учебных химических лабораторий (кабинетов). Каждая школа должна быть оснащена
кабинетом химии с минимально необходимым набором оборудования и реактивов. Для
этого можно воспользоваться услугами отечественной промышленности, которая
разрабатывает специальные программы для оснащения школьных лабораторий [3]. На
сегодняшний день ситуация такова, что в России более 5 тысяч школ (из общего
числа 68 тысяч) вообще не имеют школьных кабинетов химии.
Другая
проблема связана с логической структурой и теоретическим содержанием школьного
химического образования. Теоретические модели, структуры и терминология современной
химии стремительно развиваются и усложняются. Подробный анализ состояния
химической науки на рубеже веков дан в статье академика А.Л.Бучаченко [4]. Современная химия, конечно же, должна находить
отражение и на школьном уровне. Теоретическую химию уже нельзя излагать на
уровне середины прошлого века. В принципе, школьникам можно наглядно объяснить
любые химические понятия, например такие как двойственная природа электрона,
элементарная стадия реакции или водородный показатель. Эти объяснения, однако,
должны быть и научно обоснованными, чтобы у школьников не сложилось представление
о том, что атом - это набор стрелок,
химическая связь - это
"палка", соединяющая атомы, а электрон - вращающийся волчок. В последние годы
научный уровень школьных программ и учебников несколько вырос, однако ясного и
четкого изложения теоретической химии никому еще добиться не удалось (перечень
школьных учебников по химии, входящих в федеральный комплект, дан в статье [5],
а их подробный содержательный анализ - в обзоре [6]).
Химия
- это самостоятельная научная
дисциплина, имеющая четкий предмет и систему законов и правил. Интеграция химии
с физикой, биологией и математикой не сводит ее к этим наукам. Одни и те же
объекты, например атомы или нуклеиновые кислоты, изучаются разными науками
по-разному. Поэтому химию нельзя включать в один общий предмет "Естествознание",
она должна сохранить свою индивидуальность. В то же время, учебные планы по
химии, физике и математике должны быть элементарно согласованы. Например,
периодический закон удобно изучать после того, как в физике пройдено строение
атома, а водородный показатель - после
того, как в математике введено понятие логарифма.
Важная
задача профильного химического образования -
подготовка учеников к высшей школе. Успешному переходу от средней школы к
высшей должна способствовать грамотная программа для поступающих в вузы.
Существующая программа, предложенная Министерством образования [7] и
обязательная для всех вузов включая университеты, имеет существенные
содержательные недостатки. В ней отсутствует целый ряд важных разделов и понятий,
таких как агрегатное состояние вещества, кислотно-основные реакции в растворах,
гидролиз. Для того, чтобы исправить ситуацию, необходимо создать новую
программу, которая объединяла бы в себе научно-методические идеи, уже
апробированные в программах для поступающих в Российские университеты [8],
химико-технологические [9] и медицинские [10] вузы.
Подводя
итог, можно сформулировать основные направления позитивной деятельности,
направленной на сохранение традиций и развитие химического образования в
России:
- создание новой школьной программы по химии;
- создание нового комплекта учебников по этой программе;
- развитие экспериментальной базы школьного химического
образования на базе отечественной промышленности;
- создание единой базовой программы по химии для
поступающих в вузы
Некоторые
из этих направлений активно развиваются на химическом факультете МГУ, о чем
речь пойдет ниже. Однако, существует еще одна глобальная проблема, которая
охватывает все вышеперечисленные направления: это - проблема государственного стандарта
общего образования.