Школьные олимпиады по химии
Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии
Из истории Менделеевских олимпиад
Международная Менделеевская олимпиада
школьников по химии занимает уникальное положение в системе предметных олимпиад
высокого уровня. Химики оказались единственными среди естественников, сумевшими
сохранить традиции бывшей Всесоюзной олимпиады, которая и после распада СССР проводится
ежегодно, но уже по двум направлениям: Всероссийская олимпиада школьников по
химии и Международная Менделеевская олимпиада. География проведения
Менделеевской олимпиады и динамика роста числа ее участников за последние годы
представлена в таблице.
Год
|
Место
проведения
|
Число
стран-участниц
|
Число
участников
|
1992
|
Самара (Россия)
|
11
|
158
|
1993
|
Пущино-на-Оке (Россия)
|
4
|
29
|
1994
|
Пущино-на-Оке (Россия)
|
9
|
43
|
1995
|
Пущино-на-Оке, Москва (Россия)
|
11
|
63
|
1996
|
Пущино-на-Оке, Москва (Россия)
|
12
|
85
|
1997
|
Ереван (Армения)
|
8
|
48
|
1998
|
Иссык-Куль (Кыргызстан)
|
12
|
68
|
1999
|
Минск (Беларусь)
|
11
|
65
|
2000
|
Баку (Азербайджан)
|
10
|
54
|
2001
|
Москва (Россия)
|
13
|
80
|
2002
|
Алматы (Казахстан)
|
14
|
85
|
2003
|
Пущино (Россия)
|
12
|
76
|
2004
|
Кишинэу (Молдова)
|
14
|
77
|
2005
|
Душанбе (Таджикистан)
|
15
|
87
|
2006
|
Ереван (Армения)
|
15
|
82
|
2007
|
Минск (Беларусь)
|
16
|
91
|
2008
|
Ташкент (Узбекистан)
|
15
|
85
|
2009
|
Ашгабат (Туркменистан)
|
13
|
87
|
2010
|
Баку (Азербайджан)
|
14
|
87
|
2011
|
Москва (Россия)
|
15
|
96
|
2012
|
Астана (Казахстан)
|
18
|
112
|
2013
|
Ташкент (Узбекистан)
|
17
|
118
|
2014
|
Москва (Россия)
|
16
|
104
|
2015
|
Ереван (Армения)
|
15
|
95
|
2016
|
Москва (Россия)
|
21
|
114
|
2017
|
Астана (Казахстан)
|
20
|
120
|
2018
|
Минск (Беларусь)
|
22
|
135
|
2019
|
Санкт-Петербург (Россия)
|
28
|
150
|
2020
|
Дистанционно
|
27
|
130
|
2021
|
Дистанционно
|
28
|
145
|
2022
|
Ташкент (Узбекистан)
|
16
|
91
|
2023
|
Астана (Казахстан)
|
21
|
113
|
2024
|
Шэньчжэнь (Китай)
|
|
|
С 2004 года в
Менделеевских олимпиадах, кроме школьников стран СНГ и Балтии, начали принимать
участие команды Болгарии, Северной Македонии и Румынии. В последующие годы в Олимпиаду
влились команды, представляющие страны из разных уголков мира: Австрия,
Бразилия, Венгрия, Израиль, Иран, Китай, Монголия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская
Аравия, Сербия, Сирия, Словакия, Турция, Хорватия, Чехия.
Жюри олимпиады и
ее оргкомитет в разные годы возглавляли известные ученые – академики РАН А.Л.
Бучаченко, Ю.А. Золотов, П.Д. Саркисов, профессор Ю.А. Устынюк. С 1997 г.
Оргкомитет возглавлял академик РАН, в то время декан химического факультета МГУ
В.В. Лунин, именно благодаря усилиям которого химикам удалось сохранить и
развить бывшую Всесоюзную олимпиаду.
С 2022 г.
Оргкомитет возглавляет вице-президент РАН, академик РАН, научный руководитель
химического факультета МГУ С.Н. Калмыков. Председателем методической комиссии и
Международного жюри олимпиады с 2002 по 2023 гг. выступал профессор, заведующий
кафедрой органической химии химического факультета МГУ В.Г. Ненайденко. В 2023
г. методическую комиссию и Международное жюри возглавил профессор химического
факультета МГУ А.К. Гладилин.
В состав оргкомитета
и методической комиссии олимпиады входят профессора и преподаватели ведущих
вузов, а также учителя химии общеобразовательных школ стран-участниц. В составе
методической комиссии работают студенты и аспиранты, это помогает сохранить
традиции олимпиады и обеспечивает преемственность на годы вперед.
Финансирование
олимпиады осуществляется за счет средств спонсоров. Со-организатором олимпиады
является Благотворительный Фонд Андрея Мельниченко, генеральным партнером – компания
"ЕвроХим". Кроме того, значительную часть расходов берут на себя
правительства и иные организации стран, принимающих у себя очередную олимпиаду.
ОРГКОМИТЕТ МЕНДЕЛЕЕВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ
Калмыков Степан
Николаевич – председатель, научный руководитель химического
факультета МГУ, вице-президент РАН, академик РАН, профессор, д.х.н.
Беркович Анна Константиновна – ученый
секретарь, с.н.с. химического факультета МГУ, к.х.н.
РУКОВОДСТВО МЕЖДУНАРОДНОГО ЖЮРИ ОЛИМПИАДЫ
Гладилин
Александр Кириллович – председатель, куратор раздела "Науки о живом и
полимеры", профессор химического факультета МГУ, д.х.н.
Беклемишев
Михаил Константинович – куратор раздела "Аналитическая химия", ведущий
научный сотрудник химического факультета, д.х.н.
Борщевский
Андрей Яковлевич – куратор раздела "Физическая химия", профессор
химического факультета МГУ, д.ф.-м.н.
Ромашов Леонид
Владимирович – куратор раздела "Органическая химия", учитель
школы № 192 г. Москвы, двукратный золотой медалист Международной химической
олимпиады, к.х.н.
Карпова Елена
Владимировна – куратор раздела "Неорганическая химия", доцент
химического факультета МГУ, к.х.н.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ
В олимпиаде
участвуют школьники выпускных и предвыпускных классов из числа победителей
национальных химических олимпиад. Все участники, независимо от возраста и классfобучения, выполняют
одни и те же задания.
Численность
команд стран-участниц в соответствии с решением, принятым на совместном
заседании Оргкомитета и руководителей команд стран-участниц 38-ой Менделеевской
олимпиады 9 мая 2004 г. в Кишинэу (Республика Молдова), определяется квотой (с
учетом поправок, принятых в последующие годы), при этом страна, принимающая у
себя олимпиаду, имеет право выставлять команду с максимальной численностью (до
15 школьников).
КВОТЫ КОМАНД
Страна
|
Школьники
|
Руководители
|
Австрия
|
4
|
1
|
Азербайджан
|
4
|
1
|
Армения
|
4
|
1
|
Беларусь
|
6
|
1
|
Болгария
|
4
|
1
|
Бразилия
|
4
|
1
|
Венгрия
|
4
|
1
|
Грузия
|
4
|
1
|
Израиль
|
4
|
1
|
Иран
|
4
|
1
|
Казахстан
|
8
|
2
|
Китай
|
4
|
1
|
Кыргызстан
|
4
|
1
|
Латвия
|
4
|
1
|
Литва
|
4
|
1
|
Молдова
|
4
|
1
|
Монголия
|
4
|
1
|
Нигерия
|
4
|
1
|
ОАЭ
|
4
|
1
|
Россия
|
10
|
2
|
Румыния
|
6
|
2
|
Саудовская Аравия
|
4
|
1
|
Северная Македония
|
4
|
1
|
Сербия
|
4
|
1
|
Сирия
|
4
|
1
|
Словакия
|
4
|
1
|
Таджикистан
|
4
|
1
|
Туркменистан
|
4
|
1
|
Турция
|
4
|
1
|
Украина
|
8
|
2
|
Узбекистан
|
6
|
2
|
Хорватия
|
4
|
1
|
Чехия
|
4
|
1
|
Эстония
|
4
|
1
|
Рабочими языками
олимпиады являются русский и английский. При необходимости, руководители команд
имеют возможность накануне каждого тура олимпиады сделать перевод заданий на
национальный язык.
Олимпиада
состоит из трех туров: первый теоретический тур (8 обязательных задач, каждая
из которых оценивается максимум в 10 баллов), второй теоретический тур (5 задач
из 15 по выбору участников, максимальная оценка за задачу – 15 баллов) и
экспериментальный тур (оценивается в 75 баллов). Задачи первого тура по
сложности соответствуют программе специализированных химических классов, на
втором туре предлагаются задачи несколько более высокого уровня. Задачи второго
тура разделены на пять разделов: неорганическая химия, органическая химия,
аналитическая химия, физическая химия и науки о живом (по 3 задачи в каждом
разделе). Участники олимпиады должны выполнить 5 задач, по одной из каждого
раздела, продемонстрировав универсальность своей подготовки. Экспериментальный
тур олимпиады длится 5 часов, он подразумевает наличие у школьников навыков
работы в химической лаборатории: умения выполнять химический анализ веществ и
проводить синтез по предложенной методике. Всего за три тура олимпиады участник
может набрать максимум 230 баллов. В отличие от Всемирной химической олимпиады,
круг разделов химии не сужается предварительной публикацией тренировочного
комплекта заданий.
Более подробную
информацию об истории Менделеевской олимпиады, о заданиях теоретических и
экспериментальных туров, об их авторах, а также о победителях и призерах
олимпиад можно найти в следующих источниках.
1. Лунин
В.В., Ненайденко В.Г., Рыжова О.Н., Кузьменко Н.Е. Химия XXI века в
задачах Международных Менделеевских олимпиад / под ред. В.В. Лунина. – М.:
Изд-во Моск. ун-та, Наука, 2006. – 384 с.
2. Lunin
V.V., Nenajdenko V.G., Ryzhova O.N., Kuz’menko N.E. Chemistry of 21st Century.
International Mendeleev Chemistry Olympiad / Editor V.V. Lunin. – M.: Moscow
University Press, 2007. – 443 p.
3. Решетова
М.Д., Чуранов С.С. Из истории Менделеевских олимпиад. В сб.:
Современные тенденции развития химического образования: работа с одаренными
школьниками / под общей ред. академика В.В. Лунина. – М.: Изд-во Моск. ун-та,
2007. – с. 137–145.
4. Гладилин
А.К. Химия – наука олимпийская. Наука и жизнь, 2010, №5, с. 55 – 58.
По всем вопросам можно обратиться в Оргкомитет,
написав письмо на адрес: imcho@conf.msu.ru
|