Инновационные образовательные программы в области химии
Национальный проект "Образование" на Химическом факультете МГУ
академик В. В. Лунин, д.ф.-м.н. А. А. Бучаченко
С первых предварительных дискуссий об участии Московского университета в Национальном проекте "Образование" как высшего учебного заведения, внедряющего инновационные образовательные программы, Химический факультет МГУ активно включился в подготовку конкурсной заявки проекта "Формирование системы инновационного образования в МГУ им. М.В. Ломоносова".
Решение о том, какие направления включить в заявку по химии, было далеко не простым. Крупные научные достижения факультета в разных областях химии и смежных наук, его лидирующая роль и признанный авторитет в Российском химическом образовании университетского уровня давали большой простор для выбора. Понимая важность и ответственность участия в выполнении Национального проекта, факультет решил отобрать такие приоритетные проекты, которые должны принести пользу химическому образованию всей страны. В конечную заявку факультета, выигравшую в составе заявки МГУ серьезнейший конкурс, вошли три крупных направления.
1. Создание методической и материально-технической базы для внедрения инновационных образовательных программ.
Какие образовательные программы по химии в вузах следует считать инновационными? Какими нормами и стандартами следует руководствоваться их разработчикам, какими показателями оперировать? Переход к признанной в рамках Болонской конвенции кредитно-модульной системе не только требует новых подходов, но и поднимает старые вопросы. Каким должно быть соотношение обязательных компонент программы и курсов по выбору? А соотношение количества кредитов за практические занятия и на самостоятельное образование студентов? Ясно, что рецепта, общего для всех химических дисциплин, не существует. Необходимо формирование максимально гибких норм, которые не ограничивают свободы творчества в вузах, но и не идут в разрез с требованиями государства к компетенции выпускаемых специалистов. Возглавить разработку этих непростых вопросов было поручено заместителю председателя Учебно-методического совета классических университетов России по химии доценту В. Ф. Шевелькову.
Внедрение образовательных программ нового поколения немыслимо без применения новых технических средств обучения, без концентрации материальной базы. В России формируется настоящий рынок образовательных услуг, для успеха на котором нужна активная информационная и техническая поддержка. В рамках проекта на Химическом факультете решено создать информационно-образовательный Центр, призванный сконцентрировать материальную базу и обеспечить эффективное взаимодействие специалистов в области масс-медиа, современных информационно-телекоммуникационных технологий и преподавателей-химиков. На следующий год Центру предстоит серьезная проверка - обеспечение 39-ой Международной Олимпиады школьников по химии.
Тема Олимпиады школьников звучит в вузовском проекте вовсе не случайно. Успех любой образовательной программы высшего уровня в конечном итоге определяется качеством и интересом обучаемых. На протяжении многих лет Химический факультет ведет огромную работу по поиску талантливых школьников, интересующихся химией и смежными науками, поддерживая всю систему школьного олимпийского движения по химии в России. Мы убеждены, что именно оно дает путь селективного и беспристрастного отбора потенциальных абитуриентов ведущих Российских вузов, снимает географические препоны и обеспечивает такой доступ к высшему образованию, где ничего, кроме способностей и трудолюбия, не играет решающей роли. То, что Международная Олимпиада по химии пройдет в Москве - признак международного признания заслуг факультета и всего университета в поддержке талантов средней школы. Это одновременно почетное и ответственное мероприятие не может не войти в Национальный проект.
2. Инновационные программы в области аналитической химии
Аналитика - одна из самых востребованных на рынке труда химических специальностей. Контроль качества производств, нефтехимия, экология, фармацевтика, криминалистика, тонкий органический синтез без квалифицированного химического анализа немыслимы. Кафедра аналитической химии факультета, возглавляемая профессором, академиком РАН Ю. А. Золотовым, является признанным лидером в подготовке специалистов-аналитиков и в научных разработках в своей области. Достаточно упомянуть книгу коллектива преподавателей кафедры "Основы аналитической химии". Изданная в серии "Классический университетский учебник", она стала поистине классической в большинстве профильных вузов России. Но аналитическая химия - не только интереснейшая фундаментальная наука, но и тончайшие приборы и аналитические методики - научные разработки, переведенные на "язык" химических операций и функций прибора. Аналитический центр Химического факультета под руководством профессора О. А. Шпигуна, избранного в этом году в члены-корреспонденты РАН, обладает уникальной приборной базой и огромным опытом создания инновационных методик прикладного анализа, востребованным и крупными государственными структурами (РосАвиаКосмос, РосАтом), и частными компаниями. Объединение фундаментальных науки и образования и прикладных разработок с целью подготовки элитных специалистов - основная идея, заложенная в создание инновационной образовательной программы "Современные методы химического анализа". Ее внедрение предусматривает дальнейшее совершенствование базы аналитического оборудования, активное ее использование в учебном процессе, вовлечение студентов в реальные прикладные разработки для заказчиков, создание курсов повышения квалификации и тренингов химиков-аналитиков.
А как быть тем Российским университетам, которые не обладают материальными и финансовыми ресурсами для создания необходимой приборной базы для подготовки химиков-аналитиков современного уровня? В рамках Национального проекта кафедра аналитической химии и Аналитический центр Химического факультета создают интегрированный образовательный продукт - программу "под ключ" "Прикладной химический анализ", оснащенную удешевленной приборной базой, методическим обеспечением, системами подготовки кадров и сервисного обслуживания. Она позволит вузам наладить подготовку химиков-аналитиков, обеспечить потребности рынка труда в кадрах высокой квалификации. Важно, что разработка учебно-методических комплексов - аналитических приборов, специально адаптированных для решения задач образовательного профиля - ведется совместно с крупнейшими отечественными производителями наукоемкой продукции - НПФК "Аквилон", НПО "Спектрон", ООО "Кортэк" и др.
3. Создание международного учебно-научного Центра "Химия в интересах устойчивого развития".
В последние годы в мире становится популярным новый подход к производству химических веществ - "зеленая" химия, или химия в интересах устойчивого развития. Руководствуясь этой концепцией, химик при проведении процесса заменяет опасные растворители на экологически приемлемые или вообще обходится без растворителя; на стадии планирования синтеза он может предусмотреть снижение количества образующихся отходов, используя одностадийные процессы вместо многостадийных, каталитические реакции вместо стехиометрических. Он заранее изучает токсичность химических продуктов и учитывает энергетические затраты химического производства, ведь иначе самый чистый химический процесс будет экологически небезопасным из-за образования отходов при производстве энергии. Казалось бы, абсолютно понятные, "азбучные" истины. Как писал П. Анастас, один из основоположников концепции, лучшие химики мира занимаются "зеленой" химией, потому что "зеленая" химия - это просто часть занятий хорошей химией. Но самое интересное заключается в том, что если ученые и производственники руководствуются "зеленым" подходом, процессы получаются не только экологичными, но и высокоэкономичными. Благодаря своему высокому научному потенциалу и таланту своих химиков, Россия и, в частности, Химический факультет МГУ, являются признанными лидерами в области "зеленой" химии. Неслучайно заседание подкомитета Международного Союза по чистой и прикладной химии (ИЮПАК) по "зеленой" химии единогласно приняло решение провести Вторую Международную конференцию по "зеленой" химии в России.
Однако для того, чтобы "зеленый" подход стал частью мировоззрения всех химиков необходимы специальные усилия. С этой целью в рамках Национального проекта на базе лаборатории катализа и газовой электрохимии, возглавляемой деканом факультета, профессором, академиком РАН В. В. Луниным, создан учебно-научный Центр "Химия в интересах устойчивого развития". Его главная задача - образовательная деятельность, а именно, подготовка магистерской программы, специальных семинаров, лекций для школьных учителей и школьников. Кроме того, центр ведет активные научные исследования по катализу, химии атмосферы, гуминовых веществ, другим актуальным областям.
Вклад факультета в Национальный проект "Образование" этим не исчерпывается. В качестве самостоятельных крупных подпроектов в проект МГУ вошли направления, реализуемые на кафедре химической технологии и новых материалов Химического факультета под руководством профессора В. В. Авдеева и на факультете наук о материалах с активным участием сотрудников кафедры неорганической химии Химического факультета, возглавляемой профессором, академиком РАН Ю. Д. Третьяковым.
Через месяц завершается первый этап реализации проекта. Сжатые сроки, необходимость работать в новых условиях, "распределенный" характер проекта потребовали от сотрудников факультета и центральной Дирекции проекта огромного напряжения сил. Именно труд преподавателей и научных сотрудников, служб и администрации, обязательства по реализации Национального проекта "Образование", взятые на себя факультетом, в общем и целом выполнены. Нам еще предстоит отчитаться на языке сухих цифр и четких формулировок. На суд же читателей мы представляем краткие материалы о некоторых значимых для проекта мероприятиях.
|