События и итоги
Химический реактор: в МГУ открылся Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии
27 июня в Московском государственном университете имени М.В.
Ломоносова начал работу Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. В
нём принимают участие около 2,5 тысяч делегатов практически из всех регионов
России – около пятисот в очном формате, остальные - дистанционно.
"Московский университет
уделяет огромное внимание взаимодействию с учителями и преподавателями, --
отметил ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик Виктор Садовничий, обращаясь
к участникам съезда. -- Неслучайно Всероссийские съезды учителей входят в
Программу развития Московского университета под знаком "МГУ – школе". Это и
возможность помощи школе, учителю, и инструмент объединения школьных учителей и
преподавателей высших и средних специальных заведений".
"Московский университет неразрывно связан со средней школой,
-- отметил ректор МГУ. – наши преподаватели работают в школах, пишут учебники и
методические пособия по химии, а с лучшими практиками можно познакомиться на
ежегодно проводимых в Московском университете Летних школах учителей".
Съезд организован МГУ имени М.В. Ломоносова и Ассоциацией
учителей и преподавателей химии при поддержке Благотворительного фонда Андрея
Мельниченко, издательства «Просвещение», ЕСН Групп, министерства науки и
высшего образования РФ, министерства просвещения РФ, Министерства промышленности
и торговли, Государственной думы, Совета Федерации, Российской академии наук,
Российской академии образования, Российского химического общества,
Национальной ассоциации учителей естественных наук и Российского союза химиков.
Учителям химии впервые за несколько лет предоставилась
возможность обсудить накопившиеся проблемы в очном формате. Важность очного
общения подчеркнул декан химического факультета МГУ академик РАН Степан
Калмыков: "Уже само общение между учителями их разных регионов, обмен опытом
между профессионалами – одно из важнейших достижений очного участия в съезде.
Мы разработали программу, в которую входят не только лекции, но и круглые
столы, которые позволяют в живом режиме обмениваться мнениями и обсуждать
наиболее актуальные вопросы", -- подчеркнул декан химического факультета МГУ.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков также
подчеркнул важность химического образования. "Более 64 тысяч студентов изучают
химию и химические технологии в российских университетах, -- отметил министр. –
Сегодня особенно важно приблизить науку к детям и подросткам, сделать более
доступной для них исследовательскую деятельность. А для этого необходимо
находить новые форматы и запускать интересные молодежные проекты".
Первый заместитель комитета по науке и высшему образованию Государственной
думы РФ, научный руководитель РХТУ имени Д.И. Менделеева Александр Мажуга
подчеркнул, что сегодня жизнь человека просто невозможна без продукции
химического комплекса: "Сегодня на государственном уровне химии уделяется
особое внимание. В связи с этим подготовка специалистов-химиков и
химиков-технологов является приоритетной задачей". С каждым годом наблюдается
всё больше отсутствия преемственности образовательных моделей между школьным,
средним профессиональным и высшим образованием: "Этой теме необходимо уделить
особое внимание", -- подчеркнул Мажуга.
Председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии
Людмила Левина отметила, что сейчас сложилась благоприятная ситуация для
развития системы химического образования: "Борьба с коронавирусной инфекцией расставила акценты в
суждениях о роли и значения химии в современном обществе, обнажила болевые
точки, связанные с недопониманием возможностей химии и других смежных наук в защите от биогенных угроз.
Обратите внимание, что в последние годы в СМИ стали непопулярны публикации
хемофобного содержания. Общество семимильными шагами идет по пути осмысления многогранной
и незаменимой роли химии, понимания того, что развитие химической науки и
промышленности напрямую связаны с экономическим ростом в стране".
Президент Российской академии образования Ольга Васильева
подчеркнула активную роль ассоциации в формировании научно-методической основы
преподавания химии. И отметила, что сегодня пришло время ассоциациям
учителей-предметников ещё теснее взаимодействовать с вузовским сообществом.
Открывающийся съезд учителей и преподавателей химии – прекрасная возможность
для такого усиленного взаимодействия.
Вице-президент Группы компаний "Просвещение" Павел Зенькович
подчеркнул актуальность работы съезда конкретным примером: "Недавно были
приняты новые, усовершенствованные ФГОСы. Они потребуют нашей с вами – и с
ассоциацией, и с МГУ, и с министерствами совместной работы в плане актуализации
учебных пособий и программ, чтобы мы могли достичь тех целей, которые ставил
президент России в Майских указах 2018 года".
Исполнительный директор Благотворительного фонда Андрея
Мельниченко Александр Чередник отметил, что сейчас Россия переживает момент
возрождения. Но для поднятия экономики нужны качественные кадры, и проблема их
нехватки стоит очень остро. "Да, перед нами стоит архиважная задача по поднятию
экономики, но тут же встаёт вопрос, а кто это будет делать? Сейчас условия, в
которых работают учителя химии, и то количество часов, которые выделяется на
этот предмет, абсолютно не позволяет далее вузам готовить специалистов, --
подчеркнул Чередник. -- В этом году мы предприняли поиск молодых специалистов
для компании "Еврохим", перетряхнув всю вузовскую систему, но при этом смогли
закрыть свои потребности только на 50 %, не говоря уже о качестве этих кадров".
Замдиректора департамента государственной политики и
управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Анна
Тимофеева, подчеркивая важность профессии "учитель", процитировала слова
Дмитрия Ивановича Менделеева: "Нам особенно нужны хорошо образованные люди,
близко знающие русскую природу, всю нашу действительность для того, чтобы мы
могли сделать самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей
страны".
Академик-секретарь Отделения химии и наук о материалах РАН
Михаил Егоров также подчеркнул важность широкого химического образования:
"Химия становится наукой междисциплинарной. Если в конце девятнадцатого-начале
двадцатого века формировались отдельные направления в химии, то сейчас они
сливаются, и уже очень сложно провести грань между ними. К тому же, современная
химия невозможна без физики и математики".
Вице-президент Российского химического общества академик РАН
Юлия Горбунова показала роль учителя на собственном примере: "Закончив обычную
школу, я поступила на химический факультет МГУ и теперь доросла до академика.
Но ничего бы этого не было, если не школьный учитель. Именно школьный Учитель
смог увлечь меня таким сложным и одновременно захватывающим предметом - химия".
Первый вице-президент Российского союза химиков Мария Иванова
отметила, что химическая промышленность столкнулась с тотальным незнанием химии
на базовом уровне: "У нас достаточно звездных, талантливых, замечательных
детей, однако большинство выпускников средней школы совсем не знакомы с таким
важным предметом, как химия. И от имени всей химической промышленности хочу
сказать, что мы радеем за то, чтобы базовую химию знали все наши дети".
Участникам съезда предстоит обсудить различные системы
школьного и профессионального образования, по которым в ближайшие годы будет
формироваться основа основ химических знаний. Работа съезда продлится до 1
июля. Полные записи выступлений, а также трансляция работы съезда доступны на
официальном канале химического факультета МГУ
https://www.youtube.com/channel/UCrOC8Ltm7i-YsM68-Q9Jrxw
|