ChemNet
 
Химический факультет МГУ
Предыдущий раздел Содержание Сборник программ углубленного изучения предметов
в химических лицейских классах
средней школы № 171 г. Москвы

Преподавание гуманитарных дисциплин в химических классах

Учитель высшей категории Г.А.Самойлова

Принимая учащихся в 9-ый и 10-ый лицейские классы, учителя гуманитарных предметов ясно представляют себе задачи, которые необходимо решить в течение 2-х-3-х лет обучения в школе. Это и свободное владение устной и письменной речью выпускниками (чтобы в будущем читать лекции и писать научные статьи), и умение логически выстроить доказательства, а также отобрать материал, относящийся к теме, и приводить вовремя неоспоримые аргументы и доказательства, отстаивая свою точку зрения в споре и т.д. На долю словесников падает основной груз в выработке этих умений, которым надо научить всех пришедших из разных школ Москвы и Подмосковья с разной подготовкой, кругозором, начитанностью, представлениями о том, что такое умственный труд и какова его культура.

Оказывается необходимым сразу же откровенно и ясно донести до учащихся и их родителей всю серьезность задач гуманитарного образования и необходимость их успешного решения. Чтение художественного произведения; постижение глубины русской классики; понимание высочайших нравственных вершин, утверждаемых нашей литературой; блеск, красота, поразительная точность и выразительность языка и возможность овладеть этим великим достоянием; воспитание вкуса, умения отличить подлинное от мишуры, почувствовать пошлость и испытать отвращение к ней – вот что составляет содержание работы учителя на каждом уроке. Он должен убедить всех учащихся в невозможности изучать произведение в отрывках или насаждаемых сейчас так называемых сокращенных вариантах. Ведь понятно, что по этим убогим пересказам изучать литературу нельзя. Действительно, какое представление можно составить о художественной картине, посмотрев лишь ее небольшой участок или получив в распоряжение только выполненную на плохом ксероксе копию этой картины?

В последние полтора десятилетия появилось много новых проблем. Известно, например, что исторические факты во многих нынешних школьных учебниках, энциклопедиях, различных альманахах, предназначенных для детей, сильно искажены, а то и просто извращены. Учителям литературы нашей школы необходимо донести до учащихся правду о Великой Отечественной Войне, что возможно с помощью произведений писателей-фронтовиков: В.Быкова, Ю.Бондарева, В.Некрасова, К.Симонова, В.Астафьева, Е.Носова, Б.Васильева, В.Богомолова, а также В.Распутина, В.Солоухина… Уроки, на которых идет речь о произведениях названных авторов, дают возможность говорить о самых высоких гражданских чувствах, о любви и ненависти, о самоотверженности и самопожертвовании, о значимости каждого человека, об ответственности всех за всё. Читая живые свидетельства Великой военной эпохи, учащиеся познают, чего стоила Победа для каждого из тех, кто на фронте или в тылу, преодолевая неимоверные трудности, честно исполнил свой долг перед всей страной, перед своими близкими, перед самим собой.

Часто приходится сталкиваться с мнением, что у современной молодежи потерян интерес к литературе, к чтению. Конечно, для некоторых молодых людей художественная литература — своего рода неизвестная земля, "terra incognita". Для того чтобы учащийся полюбил чтение художественной литературы, нужны серьезные учительские усилия. В нашей школе в химических классах на уроках литературы традиционно проводятся "предметные" недели, Учителя заранее обсуждают с учащимися, чему следует посвятить эти особые уроки. Может быть, кому-то в это трудно будет поверить, но десятиклассники химических классов часто предлагают посвятить эти уроки древнерусской литературе. Сами учащиеся принимают активное участие в подготовке и проведении таких уроков. И наступает настоящий праздник, когда устами ребят говорит первый русский митрополит Илларион, излагая философию "Слова о Законе и Благодати", когда на уроке обсуждается мудрость поучений Владимира Мономаха. Очень полезным для учащихся оказывается обсуждение на уроке многовекового народного опыта, отраженного в "Домострое". А как завораживает всех волшебная музыка "Слова о полку Игореве"! Большое значение для формирования мировоззрения учащихся имеет знакомство с эпистолярным наследием князя Курбского и царя Иоанна Грозного, с глубочайшей сатирической остротой сочинений неистового протопопа Аввакума…

Будущие химики с удовольствием учат наизусть отрывки из этих произведений на древнерусском языке, с огромным вниманием знакомятся на уроках с духовной музыкой Молебного канона Троице-Сергиевской Лавры, Нотного обихода Киево-Печерской Лавры, произведений Георгия Свиридова ….

К сожалению, современные дети фактически лишены музыкального образования, не знают ни русскую, ни мировую живопись, и для многих наших лицеистов (если не для подавляющего большинства) становятся откровением ежегодно проводимые в школе концерты Московской филармонии. Мы знакомим учащихся с театральной историей Москвы, с тем, что на протяжении столетий Московский университет (студентами которого мечтает стать большинство учащихся лицейских классов) славился и славится своим хором, своим студенческим театром, своим оркестром.

Школа для эстетического воспитания и развития общей культуры учащихся старается широко использовать возможности Москвы. Учителя постоянно организуют посещение концертов Московской консерватории, музеев Москвы и Подмосковья, спектаклей Малого театра, театр им. Е.Вахтангова и других.

Не пренебрегаем мы и добрым опытом гуманитарного воспитания и образования учащихся путем развития их художественной самодеятельности. Учащиеся химических классов часто выступают на сцене актового зала школы в самодеятельных концентрах. Команда лицеистов часто оказывается победительницей в школьном КВН’е и Брейн-ринге.

Хочется сказать и еще об одной форме нашей работы, где тесно переплетены гуманитарное и естественнонаучное образование. Очевидна поучительность встреч в стенах школы будущих ученых-химиков с известными, именитыми, удостоенными высоких ученых званий и наград представителями современной науки. Такие встречи ("Научные среды") регулярно проводятся под руководством С.С.Бердоносова. Интересно, что среди приглашенных на эти среды уже бывают и наши бывшие ученики.

"Свои" встречи проводят и словесники школы. Так, в апреле 1996 года состоялась незабываемая для всех нас встреча с А.И.Солженицыным. На этой встрече по-особому зазвучали и "Матренин двор", и история жизни Ивана Денисовича. Очень важно, что, готовясь к разговору с писателем, ребята прочли многие его произведения и могли о многом его спросить, а по каким-то вопросам — и поспорить.

Словесники нашей школы считают: очень важно, чтобы понятие чести для лицеистов шло от героев Л.Н.Толстого, представление о значимости и силе семьи и братства – от булгаковских Турбиных, а осознание красоты и целомудренности чувств – от поэзии Пушкина и его талантливых преемников и последователей.




Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору