ChemNet
 

Газета "Московские новости" 3 - 9 сентября 2002 года

Новые идеи первого университета России
Беседа корреспондента "МН" с деканом химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, академиком РАН, профессором Валерием Васильевичем ЛУНИНЫМ

Корр.: Какова сегодня, на ваш взгляд, система образования в России?

В. В.: В настоящее время активно обсуждаются планы радикального реформирования среднего и высшего образования.  К сожалению, реализация внедряемой авторами концепции модернизации нашего образования грозит разрушить сложившуюся более чем за 150 лет предметную систему преподавания в российских средних школах, уничтожить уникально высокий уровень преподавания и изучения естественных наук, составляющих неотъемлемую часть всего нашего среднего образования. Привлечение школьников к изучению химии, физики, биологии, математики, развитие у них интереса к этим областям знаний подкреплено в нашей стране высоким (в среднем) уровнем учебников, хорошей подготовкой учителей, стройной системой внеурочной работы.

В нашей стране изучение в средней школе указанных дисциплин традиционно важно для развития личности учащихся, их способностей, создания научного мировоззрения, обеспечения возможности быстрой адаптации к меняющимся условиям на рынке труда.

В современных условиях постоянно ускоряющегося развития техники крайне важно обеспечение высокого естественнонаучного фундамента образования для грамотного, безопасного обращения каждого гражданина с современной техникой, многочисленными химическими веществами и физическими электромагнитными приборами в быту и на работе. Иначе нам не избежать техногенных катастроф в будущем! Изучение химии, физики, биологии, математики, других естественных наук способствует развитию рационального мышления, логики в поступках, аккуратности, целеустремленности и самодисциплины.

Корр.: Химфак МГУ не раз оказывался родоначальником новшеств, получавших затем самое широкое распространение. Указом Президента РФ от 4 октября 1999 года вы вместе с Н. Е. Кузьменко, доктором физико-математических наук, профессором МГУ, В. В. Ереминым, кандидатом физико-математических наук, В. А. Попковым, доктором фармацевтических наук, получили премию за разработку концепции <Новые подходы к взаимодействию средней и высшей школы в области химического образования. Концепция и практическая реализация для высших учебных заведении среднего и профессионального образования>. Валерий Васильевич, не могли бы вы подробнее рассказать об этой системе.

В. В.: Начну с результата. Сегодня более половины всего нашего студенческого потока - посланцы из 59 регионов России, а также 12 бывших союзных республик, входящих в СНГ и страны Балтии. С каждым годом мы все более удовлетворены приемом, к нам приходит по-настоящему талантливая, нацеленная на упорную учебу молодежь. Такого высокого качества абитуриентов у нас давно уже не было.

Простой пример. В 1992-м, когда меня избрали деканом, химфак впервые за всю свою историю зачислил первокурсников меньше, чем было вакансий, - 211 на 215 мест. Более 80 процентов студентов были из Москвы и Подмосковья: в то время из регионов мало кто решался приехать в столичный вуз. Конкурса практически не было, и неудивительно, что до выпуска дошла лишь небольшая часть студентов. Тогда мы поняли, что систему отбора надо радикально менять.

Решили сделать ее двухступенчатой: в течение учебного года проводим серию заочных олимпиад по профилирующим дисциплинам (математике и химии), а в мае абитуриенты приглашаются на очный тур. Уже по его результатам получившие 17 и более баллов из 20, представив свидетельство о среднем образовании, могут претендовать на участие в конкурсе наряду со сдающими вступительные экзамены летом. Разумеется, потерпевший неудачу на олимпиаде может еще раз испытать судьбу на

экзаменах. Что выигрывает абитуриент? Еще за школьной партой он может проверить свои знания, сопоставить их с требованиями факультета, лучше подготовиться, сделать не одну попытку пройти вступительные испытания, тем самым не потерять год. Выигрыш факультета? Отбор для дальнейшей учебы наиболее подготовленных, наиболее достойных.

Важнейшую роль в развитии у молодежи интереса к химии играют олимпиады школьников. Особо хочу сказать о Менделеевской международной олимпиаде.

В этом году олимпиада проходила в Алма-Ате с 1 по 9 мая при поддержке президента Казахстана Назарбаева. Присутствовали 14 команд из стран СНГ и Балтии, кроме Латвии. Особенно приятно было видеть ребят из Грузии, которые после пятилетнего затишья снова стали участниками этого мероприятия.

К сожалению, государство не спонсирует олимпиаду, которая существует благодаря поддержке бывших выпускников и друзей факультета. Постоянно оказывают помощь президент компании <ЮКОС> - господин Ходарковский, фонд Потанина.

Корр.: Валерий Васильевич, а насколько демократична предложенная вами система приема?

В. В.: Я уже приводил статистику: более половины наших студентов-представители различных регионов. Это как городская, так и сельская молодежь из семей с самым разным материальным достатком. В том-то и смысл предложенного, чтобы была возможность охвата максимально широкой аудитории. Достигается это двумя путями: во-первых, распространяем условия наших олимпиад, публикуя их в <Учительской газете>, журнале <Химия в школе> и других, которые получает каждое среднее учебное заведение; во-вторых, непосредственно работаем со школами, развивая давно уже накопленный вузами опыт подобного взаимодействия.

И, конечно же, в поле нашего зрения далеко не только Москва! Мы знаем великолепных преподавателей химии в Брянске, Челябинске, Владивостоке, Великом Новгороде, Казани и многих других городах. Школы, где они работают, - наши надежные <опорные пункты> в регионах.

Корр.: В 2000 году на химфаке МГУ была принята <Клятва химика>, которую каждый первокурсник произносит при вручении ему студенческого билета.

В. В.: До сих пор присягали избранной профессии лишь будущие медики. Я считаю, что <Клятва химика> - неотъемлемая часть профессионального мировоззрения. Физикам и биологам тоже стоило бы задуматься о введении подобной традиции.

Корр.: Химфак МГУ в этом году тридцать седьмой раз отмечал <Праздник химика>. Валерий Васильевич, вы как выпускник химического факультета, наверное, не раз слышали слова благодарности от нынешних студентов за идею этого красочней-шего и интереснейшего мероприятия.

В. В.: Да, я с теплотой отношусь к нему. Интересно отметить, что каждый майский праздник посвящен одному из элементов таблицы Менделеева. Вначале был водород, а сегодня это - рубидий.

Надеюсь, что и в будущем эта прекрасная традиция сохранится.

Наталья НЕЩАДИНА


Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам информацию, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору