Образовательные ресурсы
на сайтах Российских классических университетов
В.В. Лунин, М.Я.Мельников, В.В. Миняйлов, Б.И.Покровский
МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва
E-mail: minaylov@excite.chem.msu.su

Сайты Российских классических университетов
Около 70 российских классических университетов имеют свое представительство в глобальной сети. Сайты университетов постоянно совершенствуются, однако, ресурсов, полезных для образовательных целей, на них пока недостаточно.
Дальнейшее совершенствование и развитие образовательных порталов и сайтов возможно только после детального осмысления полученных результатов. Достигнутое необходимо проанализировать и на этой основе принимать последующие решения.
Ниже приводится краткий обзор существа вопроса по результатам анализа сайтов 63 университетов. Во внимание принимались преимущественно те материалы, которые по своему содержанию и оформлению могут быть реально использованы в учебных целях.

ЛИДЕРЫ
Среди российских университетов наметилась группа лидеров в освоении и использовании информационных технологий. Информация на сайтах этих университетов имеет не только презентационный или административно-справочный характер, но содержит материалы, востребованные студентами и преподавателями и полезные для учебных целей.
Сайты такого рода постепенно становятся неотъемлемой частью образовательной системы, наряду с печатными изданиями учебных материалов, лекциями и другими классическими атрибутами учебной деятельности.

Университеты России

Новости
Новостная лента присутствует на сайтах большинства университетов. Более четверти университетов издают также электронные газеты.
Пример  -  "Петрозаводский университет", "Санкт-Петербургский Университет", "Университетская Жизнь" (Красноярский университет) и др.

Новости и новостные издания

Химия и материаловедение
К настоящему времени наиболее значительный фонд образовательных ресурсов сформировался в области химии и материаловедения. Соответствующие материалы присутствуют на сайтах Красноярского Уральского, Алтайского, Новосибирского, Иркутского, Санкт-Петербургского, Московского государственных университетов.
Наиболее последовательно разработан и представлен этот раздел на сайте Красноярского университета, где присутствуют учебные планы, лекции, а также справочные материалы, необходимые для учебных занятий

Химия

Физика
Фонд по физике, несколько меньший предыдущего, включает материалы по ряду важнейших учебно-образовательных разделов. Лидерами здесь являются С-Петербургский, Петрозаводский и Уральский университеты. Целенаправленно и интенсивно это направление развивается в С-Петербурге на физическом факультете под руководством декана доц.А.С.Чирцова.

Физика

Биология и медицина
Ресурсы представлены на сайтах Новосибирского (лекции по генетике чл.-корр. И.Ф.Жмулева и др.), Красноярского университетов и медицинского факультета РУДН. Перспективными для использования в учебных целях являются электронные коллекции растений, птиц и животных, созданные в ряде университетов (Ярославский, Белгородский, Московский, Пермский и др).

Биология и медицина

Математика, геология, георгафия
Лекции и учебники по математике присутствуют на сайтах Казанского, Новосибирского, Московского университетов.
Геология и географии представлены на сайтах Уральского и Московского университетов (http://students.web.ru/) рядом учебников и методических материалов.

Математика

Геология и география

Экономика и финансы
Материалы по этой теме в форме отдельных публикаций имеются на сайтах Новосибирского («Компьютерный учебник по срочным финансовым операциям», Ю.Щеглов «Основы маркетинга») и Алтайского (В.П. Кокорев "Курс лекций по менеджменту") университетов.

Экономика и финансы

История
 Очень популярная учебная дисциплина, материалы по которой встречаются в разрозненной форме на сайтах многих университетов. Это, прежде всего, Алтайский, Петрозаводский, Кемеровский и Московский университеты. На сайте Исторического факультета Алтайского университета опубликован каталог русскоязычных исторических научно-образовательных ресурсов "InterHistory", сформированный ассоциацией «История и компьютер».
На сайте С-Петербургского университета опубликованы два классических труда по российской истории В.О. Ключевского "История государства Российского" (18 лекций) и С.М. Соловьева "История России с древнейших времен" (4 тома).

История


 Информация для школьников и абитуриентов
Практически на каждом университетском сайте есть информация для абитуриентов. Нужно отметить общероссийскую информационно-справочную систему «Абитуриент» в Саратовском университете.
На ряде сайтов имеются материалы для школьников. Большая часть из них связана с организацией и проведением олимпиад. На сайте химического факультета МГУ приведена информация за семь последних лет о российских и международных школьных олимпиадах по химии. На других факультетах имеется информация об олимпиадах по биологии, математике, геологии, физике.
Значительное внимание работе со школьниками уделено на сайте физического факультета С-Петербургского университета, где организован раздел "Физика для школ через Интернет". Соответствующие материалы имеются на сайтах Сыктывкарского и Новосибирского университетов (материалы экзаменов и олимпиад по физике, тесты). Традиционно работу со школьниками проводят и в Ярославском университете. В Уральском университете издается электронный журнал "МИФ", адресованный учащимся (школьникам и студентам) и их преподавателям.

Для школьников и абитуриентов

Форма представления образовательных ресурсов
Лекции и другие учебные материалы представлены главным образом в текстовом формате (html или pdf) и частично структурированы с использованием стандартных возможностей гипертекста. Изданий, при подготовке которых полностью использовались бы возможности web-технологий, еще мало и это направление находится пока в стадии становления. В то же время, ряд такого рода изданий уже имеется.
Необходимо отметить электронную энциклопедию по линейной алгебре акад. Вал.В.Воеводина и Влад.В.Воеводина (lineal.guru.ru), мультимедийный учебник «Русская фонетика», подготовленный на филологическом факультете МГУ (www.philol.msu.ru/rus/galya-1), два школьных учебника по химии, разработанные преподавателями самарского и новосибирского университетов. Интересные мультимедийные решения по демонстрации химических опытов представлены на сайте Ярославского университета. Есть и другие примеры.

Мультимедиа и интерактивность

Университетские «Вестники»
Важным моментом в деятельности университетов является  публикация научных статей. Многие годы в каждом университете традиционно издавался «Вестник» университета. За последнее время, в силу объективных причин, число таких изданий сильно сократилось. Однако, ряд таких изданий продолжается, но не в печатной, а в электронной форме на сайтах Алтайского, Башкирского, Калининградского, Московского, Новгородского, Омского, Оренбургского, Самарского, Томского, Тюменского, Уральского университетов. Все перечисленные издания испытывают определенные трудности в подготовке статей и их публикации. Вероятно, есть смысл рассмотреть вопрос об издании единого общероссийского университетского «Вестника», создав редакцию из представителей всех университетов.

«Вестники» университетов

Электронные библиотеки
Фонды полнотекстовых научно-образовательных публикаций.
Среди такого рода ресурсов наиболее крупными являются: библиотека сервера философского факультета МГУ; виртуальная библиотека Исторического факультета МГУ; электронная библиотека по химии на сайте «Chemnet» Химического факультета МГУ; университетская электронная библиотека in Folio (http://infolio.asf.ru) на сайте Анжеро-Судженского филиала Кемеровского университета. Фонд библиотеки - более 4000 текстов по гуманитарным дисциплинам.

Электронные библиотеки



Электронные каталоги университетских библиотек
За последнее время появилась возможность работы через Интернет с электронными каталогами многих университетских библиотек (Петрозаводский, Иркутский, Уральский, Ярославский, Тверской, Томский, Алтайский, Якутский, Удмуртский и др.). В ряде случаев библиотеки региона объединяются в единую корпоративную библиотечную сеть. При этом, как правило, обеспечивается поиск литературы сразу во всех каталогах сети через интерфейс Z 39.50.

Библиотечные каталоги

Дистанционное образование
В ряде университетов приоритетным направлением в использовании информационных технологий явилось дистанционное образование. Соответствующая информация имеется на сайтах РУДН, университетов Нижнего Новгорода, Томска, Ростовского, Уральского, Тюменского, Тульского и Дальневосточного университетов.
В Томском университете создан Институт дистанционного образования. В Уральском университете функционирует региональный ресурсный центр открытого и дистанционного обучения "Делфи", созданный как межвузовский центр, направленный на развитие новых образовательных технологий в регионе.
При знакомстве с программами курсов дистанционного обучения далеко не всегда удается получить представление об используемых информационных ресурсах. Как правило, сведения о них носят очень ограниченный характер. Вероятно, если речь идет о новых, еще недостаточно апробированных курсах, то программа и информационные материалы не обязательно должны быть предметом открытого рассмотрения. В тех же случаях, когда речь идет о стандартных учебных дисциплинах, закрывать информацию нет необходимости.

Дистанционное образование

Итоги
Существенным недостатком в формировании информационного наполнения университетских сайтов является отсутствие координации в распределении труда по созданию ресурсов. К примеру, на сегодня большое количество ресурсов подготовлено в области о химии. С другой стороны, очевидно, что химия сейчас не является наиболее востребованной учебной дисциплиной. Как показывает анализ, даже внутри одной дисциплины ресурсы на сайтах распределены очень неравномерно и часто неоправданно дублируют друг друга. Должна существовать разумная согласованность в организации информационной деятельности и на ее достижение необходимо обратить серьезное внимание.

Запросы на поиск учебников в Интернете

Итоги
Образовательные программы большинства классических университетов имеют много общего, В этой связи естественным является обмен между университетами учебной информацией. Необходима информационная поддержка такой деятельности. Наиболее эффективно она может быть реализована на основе общеуниверситетского портала. Организатором портала должно быть УМО университетов, но в его формировании и конкретной деятельности следует предусмотреть участие всех университетов.
Предполагаемые цели и задачи портала могут быть самыми разнообразными: создание учебных материалов общего назначения, разработка модульных лекционных курсов, проведение электронных конференций, семинаров и мастер-классов, а также другие мероприятия, обеспечивающие совершенствование методических основ фундаментального университетского образования.

Портал университетского образования
Система университетского образования по своей сути является многопредметной и включает большое число учебных курсов гуманитарного и естественного содержания. Кроме того, в университетах постоянно расширяется число учебных направлений, развивающихся на междисциплинарной основе (последний пример, организация в МГУ факультета биоинженерии и биоинформатики).
Знания междисциплинарного характера, которые базируются на новейших достижениях науки, являются сегодня наиболее востребованными и в этой связи организация многопрофильного университетского портала является своевременным и перспективным решением. На основе портала будет обеспечена эффективная информационная поддержка многих актуальных направлений и инновационной деятельности в области образования и науки.

Портал
 фундаментального университетского образования

Междисциплинарность
Биоинженерия - создание новых, измененных по нашему плану живых существ.
Биоинформатика - математическое обеспечение биоинженерии

Портал
 фундаментального университетского образования

Портал
 фундаментального университетского образования