Школьные олимпиады по химии
Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии
Из истории Менделеевских олимпиад
Международная Менделеевская олимпиада
школьников по химии занимает уникальное положение в системе предметных олимпиад
высокого уровня. Химики оказались единственными среди естественников, сумевшими
сохранить традиции бывшей Всесоюзной олимпиады, которая и после распада СССР проводится
ежегодно, но уже по двум направлениям: Всероссийская олимпиада школьников по
химии и Международная Менделеевская олимпиада. География проведения
Менделеевской олимпиады и динамика роста числа ее участников за последние годы
представлена в таблице.
Год
|
Место проведения
|
Число
стран-участниц
|
Число
участников
|
1997
|
Ереван (Армения)
|
8
|
48
|
1998
|
Иссык-Куль (Кыргызстан)
|
12
|
68
|
1999
|
Минск (Беларусь)
|
11
|
65
|
2000
|
Баку (Азербайджан)
|
10
|
54
|
2001
|
Москва (Россия)
|
13
|
80
|
2002
|
Алматы (Казахстан)
|
14
|
85
|
2003
|
Пущино (Россия)
|
12
|
76
|
2004
|
Кишинэу (Молдова)
|
14
|
77
|
2005
|
Душанбе (Таджикистан)
|
15
|
87
|
2006
|
Ереван (Армения)
|
15
|
82
|
2007
|
Минск (Беларусь)
|
16
|
91
|
2008
|
Ташкент (Узбекистан)
|
15
|
85
|
2009
|
Ашгабат (Туркменистан)
|
13
|
87
|
2010
|
Баку (Азербайджан)
|
14
|
87
|
2011
|
Москва (Россия)
|
15
|
96
|
2012
|
Астана (Казахстан)
|
18
|
112
|
2013
|
Ташкент (Узбекистан)
|
17
|
118
|
2014
|
Москва (Россия)
|
16
|
104
|
2015
|
Ереван (Армения)
|
15
|
95
|
2016
|
Москва (Россия)
|
21
|
114
|
2017
|
Астана (Казахстан)
|
20
|
120
|
2018
|
Минск (Беларусь)
|
22
|
135
|
С 2004 года в Менделеевских олимпиадах, кроме школьников
стран СНГ и Балтии, начали принимать участие команды Болгарии, Македонии и
Румынии, с 2012 г. к олимпиаде присоединились также Венгрия, Турция и
Саудовская Аравия. В 2016 г. впервые в олимпиаде участвовали команды Израиля,
Монголии и Нигерии, а в 2018 г. на Менделеевской олимпиаде дебютировала команда
Хорватии.
Жюри олимпиады и ее оргкомитет в разные годы
возглавляли известные ученые – академики РАН А.Л. Бучаченко, Ю.А. Золотов, П.Д.
Саркисов, профессор Ю.А. Устынюк. С 1997 г. по настоящее время оргкомитетом
олимпиады руководит президент химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
академик РАН Валерий Васильевич Лунин. Председателем методической комиссии и
Международного жюри олимпиады с 2002 г. и по настоящее время является профессор,
заведующий кафедрой органической химии химического факультета МГУ Валентин
Георгиевич Ненайденко.
В состав оргкомитета и методической комиссии олимпиады
входят профессора и преподаватели ведущих вузов, а также учителя химии
общеобразовательных школ стран-участниц. В составе методической комиссии работают
студенты и аспиранты, это помогает сохранить традиции олимпиады и обеспечивает
преемственность на годы вперед.
Финансирование олимпиады осуществляется за счет
средств спонсоров. Генеральными партнерами олимпиады являются компания "ЕвроХим" и Благотворительный Фонд Андрея
Мельниченко. Кроме того, значительную часть расходов берут на себя
правительства стран, принимающих у себя очередную олимпиаду.
ОРГКОМИТЕТ МЕНДЕЛЕЕВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ
Лунин Валерий Васильевич – председатель, президент химического факультета МГУ,
академик РАН, профессор, д.х.н.
РУКОВОДСТВО МЕЖДУНАРОДНОГО ЖЮРИ ОЛИМПИАДЫ
Ненайденко Валентин Георгиевич – председатель, профессор химического факультета МГУ,
д.х.н.
Гладилин Александр Кириллович – заместитель председателя, куратор раздела "Науки о
живом и полимеры", профессор химического факультета МГУ, д.х.н.
Беклемишев Михаил Константинович – куратор раздела "Аналитическая химия", ведущий
научный сотрудник химического факультета, д.х.н.
Борщевский Андрей Яковлевич – куратор раздела "Физическая химия", профессор
химического факультета МГУ, д.х.н.
Волочнюк Дмитрий Михайлович – куратор раздела "Органическая химия", зав. отделом химии биологически активных веществ
Института органической химии НАН Украины,
д.х.н.
Карпова Елена Владимировна – куратор раздела "Неорганическая химия", доцент
химического факультета МГУ, к.х.н.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ
В олимпиаде участвуют школьники выпускных и
предвыпускных классов из числа победителей национальных химических олимпиад.
Все участники, независимо от возраста и того, в каком классе они учатся, выполняют
одни и те же задания.
Численность команд стран-участниц в соответствии с решением,
принятым на совместном заседании Оргкомитета и руководителей команд
стран-участниц 38-ой Менделеевской олимпиады 9 мая 2004 г. в Кишинэу (Республика
Молдова), определяется квотой, при этом страна, принимающая у себя олимпиаду,
имеет право выставлять команду с максимальной численностью.
КВОТЫ КОМАНД
Страна
|
Школьники
|
Руководители
|
Азербайджан
|
4
|
1
|
Армения
|
4
|
1
|
Беларусь
|
6
|
1
|
Болгария
|
4
|
1
|
Венгрия
|
4
|
1
|
Грузия
|
4
|
1
|
Израиль
|
4
|
1
|
Казахстан
|
8
|
2
|
Кыргызстан
|
4
|
1
|
Латвия
|
4
|
1
|
Литва
|
4
|
1
|
Македония
|
4
|
1
|
Молдова
|
4
|
1
|
Монголия
|
4
|
1
|
Нигерия
|
4
|
1
|
Россия
|
10
|
2
|
Румыния
|
6
|
2
|
Саудовская Аравия
|
4
|
1
|
Таджикистан
|
4
|
1
|
Туркменистан
|
4
|
1
|
Турция
|
4
|
1
|
Украина
|
8
|
2
|
Узбекистан
|
4
|
1
|
Хорватия
|
4
|
1
|
Эстония
|
4
|
1
|
Основным рабочим языком олимпиады является русский,
однако по желанию участников им предлагаются задания олимпиады (и затем –
решения к ним) на английском языке. При необходимости, руководители команд
имеют возможность накануне каждого тура олимпиады сделать перевод заданий на
национальный язык.
Олимпиада состоит из трех туров: первый теоретический
тур (8 обязательных задач, каждая из которых оценивается максимум в 10 баллов),
второй теоретический тур (5 задач из 15 по выбору участников, максимальная
оценка за задачу – 15 баллов) и экспериментальный тур (оценивается в 75 баллов).
Задачи первого тура по сложности соответствуют программе специализированных
химических классов, на втором туре предлагаются задачи несколько более высокого
уровня. Задачи второго тура разделены на пять разделов: неорганическая химия,
органическая химия, аналитическая химия, физическая химия и науки о живом (по 3
задачи в каждом разделе). Участники олимпиады должны выполнить 5 задач, по
одной из каждого раздела, продемонстрировав универсальность своей подготовки. Экспериментальный
тур олимпиады длится 5 часов, он подразумевает наличие у школьников навыков
работы в химической лаборатории: умения выполнять химический анализ веществ и
проводить синтез по предложенной методике. Всего за три тура олимпиады участник
может набрать максимум 230 баллов. В отличие от Всемирной химической олимпиады,
круг разделов химии не сужается предварительной публикацией тренировочного
комплекта заданий.
Более подробную информацию об истории Менделеевской
олимпиады, о заданиях теоретических и экспериментальных туров, об их авторах, а
также о победителях и призерах олимпиад можно найти в следующих источниках.
1. Лунин В.В., Ненайденко В.Г., Рыжова О.Н.,
Кузьменко Н.Е. Химия XXI века в задачах Международных Менделеевских олимпиад /
под ред. В.В. Лунина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, Наука, 2006. – 384 с.
2. Lunin V.V., Nenajdenko V.G., Ryzhova
O.N., Kuz’menko N.E. Chemistry of 21st Century. International
Mendeleev Chemistry Olympiad / Editor V.V. Lunin. – M.: Moscow University Press, 2007. – 443 p.
3. Решетова М.Д., Чуранов С.С. Из истории
Менделеевских олимпиад. В сб.: Современные тенденции развития химического
образования: работа с одаренными школьниками / под общей ред. академика В.В.
Лунина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. – с. 137–145.
4. Гладилин А.К. Химия – наука олимпийская.
Наука и жизнь, 2010, №5, с. 55 – 58.
|