ChemNet
 

[На предыдущий раздел]

Требования к качеству образования и уровню подготовки, предъявляемые работодателями (для выпускников ВУЗов) и ВУЗами (для абитуриентов) постоянно растут. Повышение требований к уровню знаний обусловлено прогрессирующим процессом внедрения в промышленность новых технологий высокого уровня, оборудования, использующего в работе высокие технологии, тотальной компьютеризацией и информатизацией всех без исключения производственных процессов. Качество образования напрямую зависит от объема информации, усвоенной обучаемым. Процент усвоенной информации, в свою очередь, зависит от формы ее предоставления обучаемому, поэтому в настоящее время представляется необходимым использование современных информационных технологий в области среднего и высшего образования. Особенно интересным и перспективным представляется применение таких современных информационных технологий именно для новых технологий высокого уровня таких, как мембранные технологии.

Большие объемы информации, необходимой для всестороннего понимания преподаваемого предмета, уже не могут быть восприняты в должной степени с обычных статических носителей, таких как книги, методические пособия и обычные лекции, проводимые без использования современных методов представления информации. С другой стороны, существующие технологии представления разнообразной информации, такой как видео-, аудио-, текстовая, графическая информация, позволяют придать процессу обучения динамичность, гибкость и высокую интерактивность. Последнее очень важно для обеспечения закрепления полученных знаний. Технологии обработки и представления информации носят название мультимедийных технологий.

Основой современного перехода от индустриального этапа развития общества к информационному являются новые информационные технологии (НИТ). Информатизация позволит в конечном итоге эффективно использовать следующие важнейшие преимущества НИТ:

  • эффективную организацию познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса;
  • построение, развитие и совершенствование систем дистанционного обучения (ДО) различного уровня.

Кроме того, новые информационные технологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач:

  • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;
  • представлять в удобном для изучения масштабе времени различные физические, химические, биологические и социальные процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью.

При этом обучающийся может получить знания декларативным способом, т.е. ориентированным на последовательное предъявление порций учебной информации и контролем ее усвоения (компьютерные учебники, тестовые и контролирующие программы, справочники и учебные базы данных, учебные видеофильмы), а также процедурным, т.е. строящимся на основе моделей изучаемых объектов, процессов и явлений (имитационные модели, предметно-ориентированные среды и разрабатываемые на их основе лабораторные практикумы, тренажеры, игровые программы).

Существующие технологии мультимедийного обучения можно условно подразделить на 3 класса: технологии локального интерактивного обучения респондента, технологии дистанционного интерактивного обучения респондента и комплексные технологии. Любая из данных технологий подразумевает наличие в программном обеспечении возможностей конструирования новых курсов, ранее не заложенных в программу и разрабатываемых самим пользователем, систему оценки полученных знаний (в виде тестов, контрольных опросов по пройденному материалу), а также возможность портирования (переноса) информационно-программного содержания курса обучения с наименьшими материальными и временными затратами на другую аппаратную или программную платформу [1–3]. Необходимость последнего диктуется неоднородностью аппаратно-программного обеспечения конечных пользователей курсов обучения (различные аппаратные конфигурации компьютеров, различные операционные системы, используемые пользователем, и т.д.).

Разработанный мультимедийный курс обучения “Мембраны: применение и моделирование” рассчитан на студентов факультета кибернетики химико-технологических процессов Российского Химико-Технологического Университета им. Д.И. Менделеева. В рамках данного курса планируется ознакомление студентов с основным оборудованием, используемым в мембранной промышленности. В процессе обучения предусмотрено несколько тем: общие сведения о мембранных процессах, моделирование разделение жидкостей и разделения газов, моделирование и изучение мембранных биореакторов, проектирование мембранных схем разделения, информационные системы по выбору мембранного оборудования. Курс содержит также информацию о технологических параметрах реального оборудования, применяемого мембранных производствах, выпускаемого ведущими отечественными и иностранными производителями в данной отрасли.

Курс включает в себя графическую информацию в виде фотографий и схем аппаратов, технологических систем, а также ряд программ, позволяющих моделировать как технологические схемы, так и отдельные аппараты мембранной промышленности. Такие программы выступают в роли тренажеров для обучаемых, позволяют им изучать тот или иной процесс разделения в пределах среды моделирования. Данный курс обладает еще одним существенным достоинством – он может быть легко перепрофилирован для обучения любой другой дисциплине. Идеология программной оболочки для создания курса обучения не накладывает специальных требований на характер представляемой информации, ее объем и форму. То есть, по сути, программная оболочка курса является средством конструирования необходимой последовательности материалов, составляющих курс обучения по той или иной дисциплине.

С точки зрения программной реализации, курс выполнен с использованием технологий HTML 4.0/DHTML, как средств отображения текстовой и графической информации курса, что позволяет добиться высокой степени аппаратно-программной независимости курса, как программного обеспечения. Данный эффект достигается за счет того, что динамический язык разметки гипертекста (HTML) является стандартом де-факто и де-юре в области технологий отображения и связывания информации. Также использование технологий HTML-программирования дает пользователю создаваемого курса возможность получать данные (то есть, в данном контексте, обучаться), используя возможности всемирной сети Internet.

Среда моделирования процессов и аппаратов мембранной промышленности разрабатывается с использованием такого средства RAD, как Inprise Delphi версии 5.0. При разработке среды моделирования используются технологии объектно-ориентированного программирования, дающие возможность постоянного совершенствования программного обеспечения курса, а также возможность подключения пользовательских модулей, выполняющих не предусмотренные разработчиками курса операции (вычисления по собственным моделям процессов, специфическая обработка данных и прочее). Такой подход обеспечивает максимальную гибкость той части мультимедийного курса, которая представлена программным обеспечением.

Идеологию разрабатываемого курса обучения можно представить схемой показанной на рис. 1.

Курс состоит из трех частей:

  • лекции;
  • тесты;
  • программы расчета.

Лекции базируются на методической литературе и являются динамическими. Они являются основой курса, одним из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Цель лекций дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и технике, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Общая структура лекций представлена ниже:

Введение.

1. Общие сведения о мембранных процессах.

1.1. Классификация мембранных процессов.

1.2. Материалы, используемые для изготовления мембран.

1.3. Конструкции мембранных аппаратов.

1.4. Области применения мембранных процессов.

2. Разделение жидкостей.

2.1. Баромембранные процессы.

2.2. Расчет осмотического давления.

2.3. Факторы, влияющие на баромембранные процессы.

2.4. Поляризационные явления.

2.5. Обратный осмос.

2.6. Микрофильтрация и ультрафильтрация.

2.7. Первапорация.

2.8. Диализ.

2.9. Электромембранные процессы.

2.10. Мембранная дистилляция.

3. Разделение газов.

4. Жидкие мембраны.

5. Мембранные биореакторы.

6. Проектирование мембранных схем разделения.

7. Информационные системы по выбору мембранного оборудования.

Тесты предназначены для промежуточных проверок знаний студентов. Тесты представляют собой список вопросов, разделенных на секции, которые могут быть следующих типов:

  • один из многих – необходимо выбрать один правильный ответ;
  • многие из многих – необходимо выбрать несколько правильных ответов;
  • описательные – необходимо дать развернутый ответ на поставленный вопрос.

Специфика тестов заключается в том, что необходимо не только отметить правильные ответы, но и выбрать неправильные. Это поможет преподавателю в ходе проверки знаний выяснить, на какие вопросы студент знал ответ, а какие пытался угадать. Помимо этого предполагается ограничить время ответов на вопрос, для того чтобы при сдаче контрольного теста у студента не было времени воспользоваться дополнительной литературой. Сами тесты разделяются на контрольные и промежуточные. Промежуточные отличаются тем, что они предназначены не для проверки знаний, а для того, чтобы студент лучше усвоил изученный материал, поэтому в тесте находятся ссылки на материал, где изучался вопрос.

Программы. В курсе используются лабораторные работы.

Расчет процесса микрофильтрации

С целью автоматизации данной работы был разработан и создан программный комплекс для расчета процесса микрофильтрации на трубчатом мембранном элементе [4]. Комплекс позволяет решать следующие задачи:

  • рассчитывать профили скорости и давления в напорном канале;
  • определять изменение удельной производительности мембраны как по длине элемента, так и во времени;
  • вычислять толщину осадка в любой момент времени;
  • графически представлять всю информацию и редактировать её.

Для расчета процесса была разработана математическая модель микрофильтрации, основанная на уравнениях сохранения массы и энергии и уравнении фильтрации сквозь пористую среду. Комплекс разработан при помощи среды программирования Borland Delphi 3 и имеет удобный интерфейс и множество сервисных возможностей.

На приведенном рис. 2 представлена основная форма программы, которая позволяет управлять расчетами. Далее на рис. 3 представлена форма, где можно изменять исходные данные по свойствам мембранного элемента, исходного раствора, фильтрата и осадка.

В качестве примера расчета на рис. 4 приведена зависимость скорости потока в напорном канале по длине канала, полученная при помощи программы. Видно, что скорость немного падает по длине напорного канала. Однако с течением времени отклонение значения скорости от первоначального на входе в трубку уменьшается. Таким образом, студенты получают наглядное представление о динамике процесса разделения на мембране.

Расчет биореактора с вынесенным мембранным элементом

Следующей практической расчетной работой для студентов является моделирование мембранных биореакторов. Эта работа дает студентам наглядное представление о прикладном значении использования мембран. Рассматривался мембранный биореактор с вынесенным мембранным элементом. При подключении мембраны через нее происходит удаление продуктов биосинтеза, а биомасса возвращается обратно в биореактор.

С целью автоматизации расчета мембранных биореакторов был разработан программный модуль [5]. Он позволяет на основе экспериментальных данных рассчитывать динамику изменения рабочих концентраций биомассы, субстрата и продуктов метаболизма. На рис. 5 и 6 представлены рабочие окна программы, где показаны основные графические зависимости.

Достоинством данного программного модуля является возможность определения параметров устойчивой работы мембранного биореактора с помощью метода Ляпунова, что позволит студентам лучше понять физический смысл протекающих процессов.

База данных по мембранам

С целью ознакомления студентов с мембранным оборудованием проводится лабораторная работа по базе данных мембран [6, 7]. База данных позволяет хранить данные о мембранном оборудовании, имеет аналитические функции: многоключевой поиск, прецедентный анализ, продукционный анализ; и экспертные данные (для последних разработана структура). Также студенты участвуют в поиске и обновлении информации под руководством преподавателя. На рис. 7 показано окно программы для просмотра и работы с базой данных.

Помимо просмотра и ознакомления с информацией студент так же может подобрать мембрану для заданного процесса. Для этого студент должен проанализировать заданный ему процесс, сформировать данные для запроса, используя полученную информацию, и задать запрос системе (рис. 8).

Результаты выбора мембранного оборудования представляются в виде отчетов. Пример отчета приведен на рис. 9.

Таким образом, разработан мультимедийный курс обучения “Мембраны: применение и моделирование”, который рассчитан на студентов факультета кибернетики химико-технологических процессов Российского Химико-Технологического Университета им. Д.И. Менделеева. В рамках данного курса планируется ознакомление студентов с основными мембранными процессами, моделированием этих процессов, а также с мембранным оборудованием, выпускаемым ведущими отечественными и иностранными производителями в данной отрасли.

[На Список литературы]

Copyright ©


Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам информацию, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору