ChemNet
 
Химический факультет МГУ

Национальный проект "Образование"
На Химическом факультете МГУ

          Для химического факультета участие в проекте "Формирование системы инновационного образования в МГУ им. М.В. Ломоносова" в рамках приоритетного Национального проекта "Образование" сопряжено с огромной ответственностью.

Во-первых, развитие химии в современном обществе часто воспринимается неоднозначно. Общепризнанно, что она является одной из главных основ нашей промышленной цивилизации, но ее новые достижения часто вызывают необоснованные и надуманные опасения. Пропаганда химических знаний, а именно, химическое образование, замена бытового восприятия химии на научное, необходима для успешного развития химии и в научном, и в прикладном аспектах.

Во-вторых, химический факультет МГУ является признанным лидером фундаментального химического образования в России, как благодаря своему научному коллективу, который включает 20 действительных членов и членов-корреспондентов РАН, множество лауреатов российских и международных премий в области науки и образования, и ведет научную работу на переднем крае всех областей современной химии, так и благодаря уникальному парку научных приборов. В таком положении факультет просто не может работать только "на себя". Лучшие его достижения должны быть доступны всем российским вузам, и классическим университетам, и институтам химического профиля.

В-третьих, своим главным достоянием факультет считает студентов. Мы понимаем, что годы, которые они проведут на факультете, станут для них периодом решающего перехода от школы ко взрослой и самостоятельной жизни. И поэтому нам глубоко небезразлично и то, как формируются ряды наших абитуриентов, и то, кем впоследствии станут наши выпускники. Отсюда - та огромная работа, которую факультетом проводит в помощь школьной химии, для обеспечения доступности университетского химического образования, для поиска одаренных школьников, для трудоустройства выпускников.

          И хотя свою миссию химический факультет осознавал и осуществлял с самого начала своего создания (а нам совсем недавно исполнилось 75), участие в Национальном приоритетном проекте стало для нас новым импульсом, дало нам целый ряд новых инновационных возможностей.

          Работу факультета над проектом можно условно разделить на два годичных этапа. Первый год был посвящен созданию базы для развития и внедрения инновационных программ в области химии, поддержке тех направлений, которые в дальнейшем способны принести наиболее весомые учебные и научные результаты.

          Качественный прогресс химического образования немыслим без методической базы. Какие образовательные программы по химии в вузах следует считать инновационными? Какими нормами и стандартами следует руководствоваться их разработчикам, какими показателями оперировать? Каким должно быть соотношение обязательных компонентов программы и курсов по выбору? Ясно, что рецепта, общего для всех химических дисциплин, не существует. Необходимо формирование максимально гибких норм, которые не ограничивают свободы творчества в вузах, но и не идут в разрез с требованиями государства к компетенции выпускников. Эти непростые вопросы разрабатывались под руководством заместителя председателя Совета по химии Учебно-методического совета классических университетов по химии доцента химического факультета В. Ф. Шевелькова. В декабре 2006 разработанная документация (требования к основной образовательной компоненте подготовки магистров химии, макет примерного учебного плана подготовки магистров в кредитно-модульном представлении, детализированный список компетенций с учетом инновационного характера программ) получила единогласное одобрение Пленума Совета по химии УМО, на котором присутствовали представители химических факультетов всех классических университетов России, став таким образом общегосударственным достоянием.

          Внедрение образовательных программ нового поколения требует применения новых технических средств обучения. В России формируется настоящий рынок образовательных услуг, для успеха в котором нужна активная информационная и техническая поддержка. В рамках проекта на химическом факультете в конце прошлого года был создан информационно-образовательный Центр, призванный сконцентрировать материальную базу и обеспечить эффективное взаимодействие специалистов в области масс-медиа, современных информационно-телекоммуникационных технологий и преподавателей-химиков.

          На этой основе в 2006 г. была начата разработка инновационной магистерской программы "Современные методы химического анализа" на базе кафедры аналитической химии и Аналитического центра химического факультета. Это направление было выбрано не случайно. Аналитика - одна из самых востребованных на рынке труда химических специальностей. Контроль качества и безопасности промышленных производств, нефтехимия, экология, фармацевтика, криминалистика, тонкий органический синтез без квалифицированного химического анализа немыслимы. Кафедра аналитической химии факультета, возглавляемая профессором, академиком РАН Ю. А. Золотовым, является признанным лидером как в подготовке специалистов-аналитиков, так и в научных разработках в своей области. Достаточно упомянуть книгу коллектива преподавателей кафедры "Основы аналитической химии". Изданная в серии "Классический университетский учебник", она стала действительно классической для большинства профильных вузов России. Но аналитическая химия - не только интереснейшая фундаментальная наука, но и тончайшие приборы и аналитические методики - научные разработки, переведенные на "язык" химических операций и функций прибора. Аналитический центр Химического факультета под руководством члена-корреспондента РАН, профессора О. А. Шпигуна, обладает уникальной приборной базой и огромным опытом создания инновационных методик прикладного анализа, востребованным и крупными государственными структурами (РосАвиаКосмос, РосАтом), и частными компаниями. Объединение фундаментальной науки и прикладных разработок для подготовки элитных специалистов - основная идея, заложенная в создание магистерской программы "Современные методы химического анализа". Ее внедрение предусматривает дальнейшее совершенствование и более активное использование в учебном процессе базы аналитического оборудования, вовлечение студентов в реальные прикладные разработки для заказчиков, создание курсов дополнительного образования и тренингов химиков-аналитиков. Некоторые модули программы, которая будет введена в учебный план факультета к концу нынешнего года, уже прошли апробацию как курсы повышения квалификации, охватив более 150 человек.

          А как быть тем российским вузам, которые не обладают материальными и финансовыми ресурсами для создания приборной базы, необходимой для подготовки химиков-аналитиков современного уровня? В рамках Национального проекта Аналитический центр Химического факультета создают интегрированный образовательный продукт - программу "под ключ" под названием "Прикладной химический анализ", оснащенную самой необходимой приборной базой, методическим обеспечением, системами подготовки кадров и сервисного обслуживания. Она позволит вузам наладить подготовку химиков-аналитиков, обеспечить потребности рынка труда в кадрах самой высокой квалификации. Важно, что разработка учебно-методических комплексов - удешевленных аналитических приборов, специально адаптированных для решения задач образовательного профиля - ведется совместно с крупнейшими отечественными производителями наукоемкой продукции - НПФК "Аквилон", НПО "Спектрон", ООО "Кортэк" и др.

          Программы в области аналитической химии - пример качественного скачка в одной из старейших отраслей химии и химического образования. Но факультет стремится интегрировать в учебный процесс и самые современные тенденции в химии. Уже упоминалось, что многие аспекты современной химии, особенно промышленной, вызывают на бытовом уровне некоторые опасения. Потенциально опасные последствиям бурного роста химической промышленности тревожат и ученых. Менее двадцати лет назад в химической науке возникло новое направление - "зеленая" химия, которое положило начало не только новым тенденциям в прикладной химии, но и новой химической философии. Говоря кратко, "зеленая" химия в своем лучшем воплощении - это почти искусство, позволяющее не просто синтезировать нужное вещество, но в идеале получить его таким путем, который не нанесет вреда окружающей среде ни на одной из стадий производства. Как любое отточенное движение требует меньшего количества сил, так и использование методов "зеленой" химии приводит к снижению затрат на производство, хотя бы уже потому, что не требует уничтожения и переработки вредных побочных продуктов, отработанных растворителей и прочих отходов, поскольку их просто не образуется. Сокращение числа стадий ведет к экономии энергии, что тоже положительно сказывается на экологической и экономической оценке производства.

          Без преувеличения можно сказать, что "зеленая" химия - вклад химической науки в глобальную концепцию устойчивого развития, развития, позволяющего удовлетворять потребности настоящего времени, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Нет сомнений, что уже в недалеком будущем концепции "зеленой" химии будут определять развитие химической промышленности и науки. И к этому надо быть готовым - растить хороших специалистов с особым химическим мышлением уже сейчас, в период, объявленный Генеральной Ассамблеей ООН десятилетием образования устойчивого развития (резолюция 57/254 от 2002 г.). Эта задача далеко не проста - мало следовать 12 принципам "зеленой" химии, нужно иметь глубокое понимание и самой химии, и экологии, и экономики, обладать неординарным химическим мышлением и интуицией, не быть "зашоренным" в рамках общепринятых химических представлений.

          Для этой цели в 2006 г. под эгидой Национального проекта на базе лаборатории катализа и газовой электрохимии, возглавляемой деканом факультета, профессором, академиком РАН В. В. Луниным, создан учебно-научный Центр "Химия в интересах устойчивого развития".

Сайт учебно-научного Центра "Химия в интересах устойчивого развития" http://www.greenchemistry.ru
Его главная задача - образовательная деятельность, а именно, подготовка магистерской программы "Химия в интересах устойчивого развития - Зеленая химия", лекций и курсов повышения квалификации для школьных учителей и школьников, проведение специальных семинаров и экспресс-курсов ведущих российских и зарубежных ученых, осуществление стажировок сотрудников и обучающихся в российских и зарубежных научных и образовательных центрах. За короткое время Центр стал признанным лидером "зеленой" химии в нашей стране, представив ее на 1-ой Международной конференции по "зеленой" химии - химии в интересах устойчивого развития в Дрездене, Школе-конференции молодых ученых "Новые органические реакции и методологии зеленой химии" в Лечче, Италия, где сотрудник Центра Станислав Качевский завоевал специальный приз за лучшее сообщение, 1-ой Международной конференции и выставке "Зеленая промышленность" в Бахрейне, организовав Симпозиум-конференцию "Химия, человек и окружающая среда" и Международный симпозиум "Зеленая химия, устойчивое развитие и социальная ответственность химиков" в рамках XVIII Менделеевского съезда по общей и прикладной химии. Международным признанием работы Центра стало решение о проведении 2-ой Международной конференции по "зеленой" химии в сентябре 2008 г. в России. О работе Центра можно рассказать еще очень многое, и мы обязательно это сделаем, а пока можем рекомендовать посетить сайт www.greenchemistry.ru.

          Эти направления, открытые на первом этапе реализации Национального приоритетного проекта, успешно развиваются и в нынешнем году. В ближайшее время будет открыт экспериментальный прием слушателей инновационных магистерских программ, утверждены программы созданных курсов дополнительного образования и дистанционного обучения. Благодаря этому в 2007 г., на втором этапе работы над проектом, мы смогли сконцентрировать усилия на решении ряда общефакультетских задач и открыть некоторые новые направления работы. Удовлетворив нужды развиваемых инновационных магистерских программ в приборном оснащении, мы провели анализ насущных потребностей других направлений и сегодня осуществляем закупку оборудования, необходимого для совершенствования учебного процесса на других кафедрах и развития новых инновационных программ. На те же средства обогащаются библиотечные фонды, для которых приобретается доступ к электронным базам химических данных и полнотекстовым электронным версиям ведущих международных химических журналов. Факультет смог выделить ресурсы и на углубленный анализ ситуации с реформами школьного химического образования, результатом которого стало издание сборников "Современные тенденции развития химического образования: работа с одаренными школьниками" и "ChemicalEducationinRussia: ProblemsandPerspectives" под редакцией декана факультета, профессора, академика РАН В. В. Лунина и профессора Н. Е. Кузьменко.

Сборник аналитических статей по проблемам и перспективам российского химического образования, подготовленный к 39-ой Международной химической олимпиаде
Возросла активность информационно-образовательного Центр факультета, который публикует материалы об основных событиях в области химического образования и науки, а также такие мероприятия, как круглые столы "Университетское образование для науки и производства" в штаб-квартире компании BayerMaterialScienceс привлечением известных ученых-химиков и руководителей крупных компаний и благотворительных фондов и "Центр Профессионального Образования и Карьеры" в рамках выставки "Химия-2007", за что факультет награжден почетным дипломом.

          Новым направлением работы в рамках Национального приоритетного проекта "Образование" на втором этапе стало создание учебного центра на базе межфакультетской лаборатории фундаментальных исследований проблем получения алюминия на базе химического факультета - совместного проекта МГУ и компании "РусАл". На прошедшей 17 февраля 2007 г. встрече руководства МГУ, химического факультета и компании "РусАл", посвященной итогам первого года работы новой лаборатории, ректор МГУ, академик РАН В. А. Садовничий, научный руководитель лаборатории, декан химического факультета, академик РАН профессор В. В. Лунин и председатель совета директоров компании "РусАл" О. В. Дерипаска приняли решение о создании на базе лаборатории учебного центра, призванного готовить высококлассных специалистов по электрохимии металлов и осуществлять повышение квалификации сотрудников компании. Важно, что средства Национального приоритетного проекта используются здесь для создания учебных программ, а подготовка помещений и закупка оборудования финансируется компанией "РусАл". Такой нам видится оптимальная модель будущей интеграции науки, образования и бизнеса.

Профессор Е. В. Антипов рассказывает о научной работе совместной лаборатории МГУ-"Русал"

Удаленный доступ к зондовому микроскопу Фемтоскан не сложно осуществить и в условиях выставки: презентация прибора на выставке, приуроченной к Научно-практической конференции "Инновационные образовательные программы: опыт реализации и поддержки" в Фундаментальной библиотеке МГУ

          Среди других новых направлений хочется отметить работу группы профессора И. В. Яминского на кафедре высокомолекулярных соединений. Научные заслуги этой группы, в частности, создание перспективной модели зондового микроскопа ФемтоСкан, построенного с применением новейших информационных технологий, широко известны. Полный контроль над работой микроскопа и получение изображений можно осуществлять через локальную сеть или всемирную сеть Интернет - достаточно передать или выслать по почте образцы для исследования. Возможности микроскопа ФемтоСкан делают его перспективным и уникальным прибором для удаленного обучения физике, химии и биологии в системе среднего и высшего образования. Группой создан первый в России университетский курс, целиком посвященного методам зондовой микроскопии, изданы первые отечественные монографии в этой области. Работа этой группы - мощный задел для будущего развития образования в области фундаментальных наук о наносистемах в МГУ.

          Вклад факультета в Национальный проект "Образование" этим не исчерпывается. В качестве самостоятельных крупных составляющих в проекта МГУ вошли направления, реализуемые на кафедре химической технологии и новых материалов химического факультета под руководством профессора В. В. Авдеева и на факультете наук о материалах с активным участием сотрудников кафедры неорганической химии химического факультета, возглавляемой профессором, академиком РАН Ю. Д. Третьяковым.

          Отдельного рассказа заслуживает проведенная этим летом на базе факультета 39-ой Международной химической олимпиады школьников. Естественно, что это мероприятие стало неотъемлемой частью работы в рамках Национального приоритетного проекта: успех любой образовательной программы в конечном итоге определяется качеством и интересом обучаемых. На протяжении многих лет химический факультет ведет огромную работу по поиску талантливых школьников, интересующихся химией и смежными науками, поддерживая всю систему школьного олимпийского движения по химии в России, и решение о проведении в Международной олимпиады в Москве (уже в третий раз за всю историю), принятое в середине 2006 г. на предыдущей олимпиаде в Корее, стало признанием как этой работы, так и высочайшего уровня химического образования в МГУ.

Московская олимпиада стала самой представительной за всю историю химических олимпиад: 68 стран делегировали на нее 256 своих представителей. Церемония ее официального открытия состоялась на площади около нового здания Интеллектуального центра - Фундаментальной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова 16 июля 2007 г.


На открытии пресс-центра 39-ой Международной химической олимпиады
 
Открытие 39-ой Международной химической олимпиады: флаг международных олимпиад несут команды России и Кореи

В ней приняли участие заместитель Министра образования и науки РФ В. Н. Фридлянов, ректор МГУ В. А. Садовничий, декан химического факультета МГУ академик В. В. Лунин, члены организационного комитета, а также представители спонсоров и дипломатического корпуса. Торжественное шествие команд с флагами завершилось концертом и зажжением олимпийского огня.

Олимпиада включала экспериментальный и теоретический туры.  

Экспериментальный тур олимпиады на химическом факультете МГУ
Задания, разработанные научным комитетом, как было позже отмечено участниками олимпиады и их тренерами, по сложности и оригинальности не имели себе равных. Задачи теоретического тура были посвящены наиболее активно развивающимся в настоящее время направления химической науки и отражали вклад российских ученых в ее развитие Они включали вопросы о туннелировании протона в пропандиале, катализа наночастицами, теории автокаталитических реакций, титровании воды по Фишеру, о силикатах как основе земной коры, о лечении атеросклероза и интермедиатах биосинтеза холестерина, о радикальной полимеризации с переносом атома, а также органические "прятки" - вопрос, связанный с определением состава смеси органических веществ. Не менее интересными были и задания экспериментального тура.

          Два дня заняла работа, а в свободные дни участники олимпиады посетили множество интересных мест столицы России: они побывали на теплоходной прогулке по каналу Москва-Волга, съездили в Сергиев Посад, где расположен один из самых известных монастырей России - Троице-Сергиева Лавра, посетили Московский зоопарк, цирк. Все эти поездки дали ребятам возможность подружиться и узнать много нового о России.

          В заседаниях жюри принял участие Председатель оргкомитета олимпиады, Министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко. Он также встретился с руководителями команд и спонсорами. В своем приветствии Министр отметил, что проведение Международных олимпиад имеет большое значение для системы нашего образования, поскольку такие выдающиеся события служат продвижению научных знаний в России и во всем мире, а также позволяют талантливым ученикам проверить себя на самом высоком уровне.

Итоги 39-ой Международной химической олимпиады были подведены на торжественной церемонии, состоявшемся в актовом зале главного здания МГУ.

Закрытие олимпиады: аплодисменты победителям

Команда России - 100%-ый результат
В присутствии первого вице-премьера правительства РФ Д. А. Медведева, ректора МГУ академика В. А. Садовничего, декана химического факультета академика В. В. Лунина, массы почетных гостей (представителей спонсоров, дипломатических миссий стран-участниц, прессы и т.д.) всем участникам вручены почетные дипломы. Главными наградами стали 31 золотая, 56 серебряных и 71 бронзовая медали. Отличные результаты показали команды Китая, России и Польши: все участники из этих стран получили золотые медали, а также команда Кореи: трое из ее членов получили золотые, и один - серебряную медаль. Золотые медали получили также представители Германии, Франции, Вьетнама, Индии, Литвы, Тайваня, Таиланда, Турции, Словакии, Венгрии, Канады и Ирана. В личном рейтинге среди золотых медалистов первые два места заняли Лей Чу и Юань Фанг (КНР), а третье и четвертое - россияне Леонид Ромашов и Василий Воробьев.

Государство на этой олимпиаде продемонстрировало, что сегодня образование действительно становится приоритетным направлением развития общества. На закрытии олимпиады дважды выступил Первый Вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев. Он отдельно встретился с участниками Российской команды и пожелал им счастливого будущего в науке. Как показывает опыт факультета, победителей МХО действительно ждет яркое будущее. Многие из них поступают в Московский университет, а затем и сами становятся участниками олимпийского движения в качестве тренеров, составителей задач, членов оргкомитета.

          Мероприятия такого масштаба имеют огромное значение и для укрепления престижа российского университетского образования, и для объективной оценки его сегодняшнего уровня. Но не менее важна и та каждодневная рутинная работа, которую на благо химического образования ежедневно ведут преподаватели и сотрудники факультета. Их труд и энтузиазм являются гарантией того, что новые начинания факультета в рамках Национального приоритетного проекта "Образование" получат дальнейшее развитие.

Декан Химического факультета МГУ, профессор, академик РАН В. В. Лунин

Координатор проекта, заместитель декана, д.ф.-м.н. А. А. Бучаченко


Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору