ChemNet
 

Валерий Васильевич Лунин

В.В. Лунин,

чл-корр. РАН, декан химического факультета МГУ

"Интеграция высшей школы и институтов РАН - важнейший элемент будущего развития российской науки"

Глубокоуважаемые члены отделения, участники научной сессии!
Российская академия наук - одно из самых молодых научных учреждений в Европе - ей всего 275 лет. Химическая наука и образование -еще моложе. В мае прошлого года на XVI Менделеевском съезде по общей и прикладной химии в Санкт-Петербурге мы отмечали 250-летие создания М.В. Ломоносовым первой химической лаборатории в России. Отечественные химические школы получили признание во всем мире и остаются лидерами во многих областях химической науки. Хочу обратить ваше внимание на отдельные исторические этапы развития науки и образования.

История развития академии наук и университетского образования в России, так же как и история развития нашего государства, отличаются от путей и традиций развития науки и образования в других странах Европы.

Рост средневековых городов в Западной Европе, потребности городской экономики и культуры сопровождались возникновением университетов - центров науки, образования и культуры. Первые университеты были открыты в Северной Италии. В 1158 г. из юридической школы образовался старейший Болонский университет. В этом университете впервые был создан анатомический "театр" на медицинском факультете и проведена первая полостная операция.

Далее были открыты университеты в Падуе (1222 г), Неаполе (12?4г), Риме (1303 г.). Первый университет во Франции (Парижский) основан в 1200 г., в Англии первыми были Оксфордский (13 век), и Кембриджский (1229 г.) университеты. Всемирно известная Сорбонна открыта в 1257 г. как школа подготовки духовенства, и лишь в 1852 г. она вошла в состав Парижского университета.

Первый славянский университет возник в Праге - знаменитый Карлов университет (1348 г.). В 1364 г. в Кракове открылся Ягеллонский университет.

Родившиеся в 12 - 17 вв. во всей Европе классические университеты заняли ведущее место в развитии образования, науки и культуры.

В России, как я уже упоминал, наука и образование развивались своим путем.

lunin2.jpg (60624 bytes)

В 1724 г. лейб-медик Петра I Блюментрост представил по указанию Петра I регламент устройства в России высшего учебного учреждения - Академии наук и при ней университета и гимназии. Предполагалось, что в университете будут три факультета: юридический, медицинский и философский, на котором должны читаться лекции по математическим и гуманитарным наукам. Своих профессоров в России не было, решили пригласить иностранных на договорной основе. В Российскую академию согласились приехать математики Даниил и Николай Бернулли, историк Байер, астроном Жозеф Николь Демиль, ботаник Буксбаум и некоторые другие.

Академия Наук была основана 12(23) января 1724 г. в Петербурге указом Петра I, 28 января (8 февраля) Петр подписал проект Академии, а ее открытие состоялось в конце 1725 г. Занятия же в Академическом университете начались лишь в 1726 г., поскольку не нашлось подготовленных студентов. По указанию новых академиков из-за границы были вызваны несколько лично им известных студентов, которые в новой академии были назначены адъюнктами. На 17 профессоров приходилось в то время всего 8 студентов.

В январе 1758 г. М.В.Ломоносов (в то время он был членом канцелярии Академии Наук) обратился с донесением к Президенту Академии Наук графу К.Г. Разумовскому. Донесение называлось "Излишества, недостатки и замешательства в Академии". В нем, в частности, говорилось: "...Университет и Гимназия весьма в худом состоянии, и требуют, чтоб Канцелярия больше к ним прилежала. Главного дела наконец не достает особенных регламентов, инструкций и штатов для разных департаментов, как для Академического собрания, для Университета, Гимназии...". Донесение Ломоносова было рассмотрено, и в марте 1758 г. ему был поручен надзор за ученой и учебной частью Академии, в том числе университетом и гимназией.

Ломоносов со свойственной ему энергией взялся за перестройку университета. Принятые им меры дали положительные результаты, в начале 1760 г. "...университет и гимназия были отданы в полное заведывание Ломоносову без всякого постороннего вмешательства".

Тем не менее, после смерти Ломоносова в 1766 г. первый русский академический университет был закрыт. Таким образом, первая попытка создания университета в России оказалась неудачной.

Намного удачнее была следующая попытка - создание Московского университета. 14 июля 1754 г. граф И.И. Шувалов (фаворит императрицы Елизаветы Петровны) представил в Сенат проект об учреждении в Москве университета с двумя гимназиями. Детальный план создания университета и его штаты были составлены М.В. Ломоносовым и переданы И.И. Шувалову 19 июля 1754 г. Сенат одобрил проект об учреждении Московского университета, и 22 августа 1754 г. его решение было отправлено на утверждение императрице. 12 января (23 января по новому стилю) 1755 г. соответствующий Указ был подписан Елизаветой Петровной. Примечательно, что даты указа Петра об учреждении Академии наук в Петербурге и указа Елизаветы об открытии университета в Москве совпадают - 12(23) января. Согласно преданию, И.И. Шувалов рассматривал акт подписания Указа об учреждении Московского университета как подарок своей матери Татьяне ко дню ее именин 14(25) января. В последующие годы Татьянин день стал (и поныне является) праздником всех студентов России.

Академия Наук приняла большое участие в создании научной и учебной базы Московского университета: библиотеки, физического кабинета и т.д. В 1756 г. начала работать университетская библиотека, были открыты физический и минералогический кабинеты, а также химическая лаборатория.

В последние годы мы стали свидетелями стремительного увеличения числа российских высших учебных заведений, называемых университетами. В подавляющем большинстве случаев это не вновь открытые вузы, а старые учебные заведения, преобразованные в университеты.

Старейшие научно-образовательные центры в Казани, Москве, Петербурге заложили основы классического химического образования.

В настоящее время подготовка химиков по специальности "химия" ведется в 44 классических и в 6 технических государственных университетах. Подготовка специалистов-химиков - наиболее дорогостоящая составляющая среди родственных естественнонаучных направлений профессионального образования. Главная проблема химических вузов России на рубеже нового столетия - сохранение лучших традиций и высокого уровня подготовки химиков-исследователей. Ответственность за ее решение в значительной степени лежит на Совете по химии учебно-методического объединения (УМО) университетов России. Именно эта уникальная общественно-профессиональная структура обеспечивает стабильность и развитие высшего химического образования в России.

Государственные классические и технические университеты России, в которых открыта специальность "Химия"

Государственные классические университеты

1 Алтайский 23 Омский
2 Башкирский 24 Оренбургский
3 Белгородский 25 Пермский
4 Владимирский 26 Российский университет Дружбы народов
5 Воронежский 27 Ростовский
6 Горно-Алтайский 28 Самарский
7 Дагестанский 29 Санкт-Петербургский
8 Дальневосточный 30 Саратовский
9 Ивановский 31 Сев.-Осетинский
10 Иркутский 32 Ставропольский
11 Кабардино-Балкарский 33 Сыктывкарский
12 Казанский 34 Тамбовский
13 Калининградский 35 Тверской
14 Кемеровский 36

Томский

15 Красноярский 37 Тульский
16 Кубанский 38 Тюменский
17 Марийский 39 Удмуртский
18 Мордовский 40 Уральский
19 Московский 41 Челябинский
20 Новгородский 42 Чувашский
21 Нижегородский 43 Якутский
22 Новосибирский 44 Подмосковный филиал МГУ

Государственные технические университеты

1 Московский институт электронной техники -МИЭТ(ТУ) 4 Тверской
2 Мурманский 5 Читинский
3 Новомосковский институт РХТУ им.Д.И.Менделеева 6 Ярославский

За последнее десятилетие (1989-1999 г.г.) проведена большая работа по совершенствованию структуры и содержания классического химического образования в университетах России. Часть этой работы была связана с дальнейшим повышением уровня подготовки специалистов-химиков (специальность 011000, 5 лет обучения). Разработана новая квалификационная характеристика выпускника университета по специальности "химия", на основе которой подготовлен Госстандарт высшего образования с присвоением квалификации "Химик" и "Химик. Преподаватель" и внесены некоторые корректировки в учебный план.

Появлению и развитию новых научных направлений в химии соответствует разработка и утверждение новых специализаций, таких как "Химическое материаловедение" (1989), "Химическое сопротивление материалов и защита от коррозии" (1990), "Методика преподавания химии" 1991), "Химия координационных соединений", "Химия нанпструктурных веществ", "Химия высокочистых веществ", "Фармацевтическая химия" (1994), "Медицинская химия" (1997), "Химическая экология и экологическая безопасность" (1998). Основное требование к содержанию программ специализаций - сохранение фундаментальности подготовки специалистов в избранной области химии.

Большая работа проведена в связи с переходом ряда химических факультетов университетов на новую систему подготовки химиков -бакалавров и магистров. Она осложнялась тем, что подавляющее большинство университетов до сих пор считает оптимальной подготовку специалистов по 5-летнему учебному плану, когда все студенты имеют возможность получить как широкое, фундаментальное образование (химия, математика, информатика, физика, иностранный язык), так и навыки исследовательской работы, что расширяет для них возможность продолжения образования (аспирантура) и трудоустройства.

Думаю, присутствующие в этой аудитории хорошо понимают, что развитие химического образования на уровне требований, предъявляемых обществом и тенденциями развития науки, невозможно без соответствующего материально-технического обеспечения учебно-научного процесса. Анализ состояния материальной базы химических факультетов классических университетов России, проведенный нами в 1996-97 г. г. показал, что отсутствие государственного финансирования привело к старению учебно-научного оборудования, явно недостаточному обеспечению, прежде всего общих практикумов, реактивами и химической посудой. Материальное обеспечение учебного процесса химических факультетов практически всех российских университетов находится в критическом состоянии.

В 1997 г. Совет по химии УМО университетов России сформировал общие потребности химических факультетов в оборудовании, посуде и химических реактивах, необходимых для сохранения уровня подготовки специалистов-химиков. Необходимо целевое единоразовое государственное финансирование по переоснащению химических факультетов университетов России, чтобы сохранить традиции отечественного образования и химической науки.

Можно ли решить эти проблемы в условиях экономического спада, переживаемого страной? Мы понимаем, сделать это непросто, но необходимо. И кое-что уже удалось сделать.

Хорошие возможности использования научного оборудования в учебном процессе открывает интеграция химического образования и академической науки. Наше отделение много сделало в этом направлении. В 1995 г. наш вице-президент РАН академик О.М.Нефедов выступил на Совете УМО университетов по химии с конкретными предложениями о расширении и углублении контактов между химическими факультетами и академическими институтами. В 1997 г. мы провели совместное заседание Совета УМО по химии и бюро химических отделений РАН. На этой встрече были обсуждены концепции развития химического образования и науки в классических и технических университетах России. Хочу отметить, что проблемы интеграции академической науки и образования ООТХ стало развивать задолго до появления Федеральной программы "Интеграция". В начале 90-х годов по инициативе академика О.М. Нефедова на базе РХТУ им. Д.И. Менделеева был создан Высший химический колледж РАН. В чтении лекций, проведении семинаров и практикумов участие принимают профессора, преподаватели и научные сотрудники химического факультета. Одним из базовых институтов Высшего химического колледжа РАН является ИОХ им. Н.Д. Зелинского.

Учебно-научные центры, созданные в институтах ООТХ в рамках Федеральной целевой программы "Интеграция"

N Институты соисполнители
1 Ин-т биохимической физики нет
2 Ин-т высокомолекулярных соединений СПбГУ
Ин-т точной механики оптики
3 Ин-т металоорганической химии НижГУ
4 Ин-т нефтехимического синтеза нет
5 Ин-т органической химии Моск. хим. лицей
6 Ин-т проблем химической физики ИНХП, МГУ
7 Ин-т синтетических полимерных материалов МГУ и НИИХСПбГУ
Текстильная академия и институты РАН
РХТУ и институты РАН
8 Ин-т физической химии МГУ
Самарский ГУ
9 Ин-т физиологически активных веществ МГУ и институты РАН
10 Ин-т физической химии МГУ
МГУ
МГУ
МИСиС, ИФТТ, Ин-т проблем технологии микроэлектроники и особо чистых материалов
МГАТХТ
МГУ
11 Ин-т электрохимии нет
12 Ин-т элементоорганических соединений МГУ
МГАТХТ
ИОНХ, ИОХ, ИПМ, ВХК, НИФХИ
МГУ, Ин-т кристаллографии
МГУ, РХТУ, ТГУ, ТГТУ
РХТУ
13 Центр фотохимии нет
14 Ин-т органической и физической химии КНЦ КазГУ
КазГТУ
15 Ин-т органической химии УФНЦ БашГУ
УфГНТУ
УфАвиацТУ

Для многих академических наукоградов создание учебно-научных центров совместно с вузами - единственный путь сохранить себя. Наиболее удачно такая структура функционирует в Новосибирском академгородке - 24 института СО РАН тесно связаны с Новосибирским университетом. В 1994 г. мы с академиком А.Е. Шиловым при активной поддержке со стороны руководства Черноголовского научного центра организовали на базе химических институтов филиал химического факультета МГУ. В 1996 г. по инициативе ректора МГУ им. М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего филиал химфака был трансформирован в Подмосковный филиал МГУ. В Черноголовке было решено организовать отделения физического, математического, геологического и др. факультетов МГУ. Сразу возникли дополнительные организационные трудности, но я надеюсь, что мы их в ближайшее время преодолеем.

Важно, что в последние годы работа по организации совместных учебно-научных центров получила финансовую поддержку в рамках Федеральной программы "Интеграция". Поскольку бюро нашего отделения было хорошо подготовлено к интеграции институтов с вузами, то практически все существовавшие совместные формы сотрудничества были легко преобразованы в учебно-научные центры и в настоящее время продолжают успешно функционировать. Необходимо, чтобы Правительство поддерживало и развивало программу "Интеграция" и в последующие годы.

Всего в институтах нашего отделения в 1997-99 г. г. создано 30 учебно-научных центров. Можно ли что-то сказать о результатах их деятельности? Да, уже можно. Заметно увеличилось число аспирантов в Черноголовке (ИФАВ, ИПХФ), в ИОФХ КНЦ, в ИОХ УФНЦ. Руководителям институтов и особенно руководителям аспирантов следует обратить внимание на эффективность научных результатов аспирантов. К сожалению, немногие из них вовремя защищают диссертации. Вместе с тем наметившаяся в последние три года тенденция роста числа молодых сотрудников в институтах отделения - также результат интеграционных взаимодействий вузов и РАН.

Численность аспирантов в институтах ООТХ РАН

Институты на1.01.1996г. на 1.01.1997г. на 1.01.1998г. на1.01.1999г.
ИБХФ 7 18 24 27
ИВС 18 15 15 14
ИМХ 5 9 7 12
ИНХС 22 34 29 37
ИНЭОС 19 35 36 32
ИОХ 47 57 48 47
ИПХФ 11 10 18 24
ИСМАН 3 4 4 -
ИСПМ 3 3 8 7
ИФХ 20 24 23 23
ИХФ 27 24 28 29
ИФАВ - 5 3 4
ИЭЛАН 11 9 10 8
ИОФХКНЦ 17 22 31 34
ИЩХУФНЦ 14 20 21 33
ЦФХ - - - -
ИПВ 5 - - -
ВСЕГО 229 289 305 331
Химичесий факультет
МГУ им.М.В.Ломоносова
272 289 289 283

Подготовка кадров через аспирантуру

  1993 1994 1995 1996 1997 1998
Численность аспирантов 178 181 198 258 305 325
Принято в аспирантуру 57 63 68 105 106 117
Выпущено аспирантов,
в т.ч.с защитой диссертации
40
7
46
7
34
19
22
9
55
14
66
13

Подготовка кадров через докторантуру

  1993 1994 1995 1996 1997 1998
Численность докторантов 11 12 15 12 15 15
Принято в докторантуру 6 4 6 6 7 0
Выпущено докторантов,
в т.ч.с защитой диссертации
2
0
4
0
3
2
4
1
3
0
4
0

Защищено диссертаций

  1993 1994 1995 1996 1997 1998
докторских 38 29 30 25 27 30
кандидатских 41 27 21 42 87 61

Динамика приема молодых специалистов

1993 1994 1995 1996 1997 1998
52 47 38 50 67 104

Глубокоуважаемые коллеги!

Химия в XX столетии сформировалась как фундаментальная часть естествознания. В XXI веке химия станет центральной областью естествознания. Будущие достижения в физике, биологии, решении экологических проблем, обеспечении условий устойчивого развития нашей цивилизации непременно связаны с химическим знанием.

Недавно, главный ученый секретарь РАН - член нашего отделения академик Н.А.Платэ обратился к химикам - членам академии с предложением организовать творческие группы по анализу программ и учебных пособий по химии в средней школе России. Думаю, такое взаимодействие ученых-химиков, преподавателей вузов и учителей химии российских школ должно быть основой формирования стратегии непрерывного химического образования в нашей стране.

Именно этой важной проблеме уделяется внимание в интеграционных центрах "Новая непрерывная система химического образования с целью подготовки кадров высшей квалификации" (исполнители ИОХ РАН, МХЛ и ВХК РАН) и "Новая система высшего образования химиков-исследователей широкого профиля" (ИОХ РАН совместно с ИОНХ РАН и ВКНМ МГУ). Более 80 студентов, в том числе около 60 из ВХК, и 10 учащихся Московского химического лицея занимаются научной работой в лабораториях ИОХ РАН. С их участием в 1998 г. опубликовано или послано в печать более 10 статей. В июле 1998 г. в институте прошла ежегодная научная конференция учащихся лицея.

В Черноголовке сотрудниками ИПХФ и ИСМ АН организованы семь химических классов. В последние два года заметно возросло число призеров из Черноголовских школ на олимпиадах по химии и математике. Соответственно и в МГУ выросло число студентов из Черноголовки. Большая работа со школьниками, интересующимися химией, проводится в Нижнем Новгороде, Новосибирском академгородке.

Важное место в работе по профессиональной ориентации школьников занимают химические олимпиады. В их организации и проведении активно участвуют РХО им. Д.И.Менделеева, Ассоциация химического образования, Минобразования, университеты России.

Этапы их проведения стали традицией: районные, городские, областные, зональные, Российская, Соросовская, Международная Менделеевская, Всемирная. Особое место среди них занимает Международная Менделеевская олимпиада. Это единственная олимпиада, объединяющая бывшие республики Советского Союза. Она не прерывалась, несмотря на все потрясения в нашей стране. В ней принимают участие талантливые ребята из всех стран СНГ и Балтии. В 1997 году мы провели ее в Армении, в 1998 г. с 3 по 10 мая 32-я Менделеевская олимпиада прошла в Кыргызстане, в резиденции президента республики Кыргызстан А.О.Акаева на озере Иссык-Куль. Этой весной со 2 по 10 мая, несмотря на массу преград, 33-я олимпиада состоялась в Белоруссии (Минск). В 2000 г. - в Азербайджане (Баку), в 2001 г. - в Москве, в 2002 г. - в Казахстане (Алма-Ата), в 2003 г. - в Молдове (Кишинев).

Мы должны сохранить лучшие традиции доперестроечного периода, сложившиеся в образовании. Мы должны развивать единое образовательное пространство, высокий уровень образованности граждан бывшего Советского Союза.

Думаю, все вы согласитесь, что качественный уровень наших студентов определяет будущее химического образования и науки. Попытаюсь показать на примере Химического факультета МГУ эффективность наших усилий по формированию контингента студентов.

В последние 5 лет заметно вырос конкурс на факультет, резко сократилось число отчисляемых студентов - оно не превышает 5%.

Наблюдается устойчивая тенденция роста числа студентов, сдавших сессию на "хорошо" и "отлично". В 1995-96 г.г. таких было 83, в 1996-97 г.г. -118, а в зимнюю сессию 1998 г. - 135 (среди них 89 отличников). В последние два года более 50% принятых на факультет студентов - иногородние. Они представляют 52 района России и ряд государств СНГ.

Глубокоуважаемые участники научной сессии. Недавно состоялось совместное заседание Президиума РАН и Коллегии Министерства общего и профессионального образования. В докладах министра профессора В.М.Филиппова и главного ученого секретаря РАН академика Н.А.Платэ были   высказаны многие актуальные проблемы развития науки и образования, требующие совместных усилий для их решения. При обсуждении докладов вице-президент АН О.М.Нефедов затронул одну исключительно важную проблему, не прозвучавшую у основных докладчиков. Связана эта проблема с будущим наших замечательных выпускников вузов. Куда пойдут работать выпускники? Для кого мы готовим специалистов-химиков? Нужны ли они нашему государству? К сожалению, сегодня ни институты РАН, ни вузы России не могут предложить оплату труда молодых специалистов, близкую к той, какую предлагают различные представительства зарубежных фирм в нашей стране, либо зарубежные университеты и компании. Необходимо решение Правительства о создании достойных условий для жизни и научной деятельности наших выпускников.

История эволюции нашей цивилизации ярко демонстрирует определяющую роль образования и науки в развитии духовной и материальной культуры человечества. Уровень материальной культуры общества, прогресс в экономике непосредственно связаны с открытиями и достижениями естественных наук и прежде всего в области химии.

Будущее российской химической науки - в развитии и углублении творческой интеграции академических химических институтов и химических вузов России. Хотелось бы верить, что выдающийся вклад наших предшественников, наши усилия, направленные на развитие химического образования и науки в России, получат достойное продолжение в наступающем XXI веке.




Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору