ChemNet
 
Химический факультет МГУ

События и итоги

О деятельности химического факультета МГУ
имени М.В.Ломоносова
с 20 мая 2011 года по 20 апреля 2012 года

(отчет декана, академика РАН, профессора В.В.Лунина)

Глубокоуважаемый Виктор Антонович!
Глубокоуважаемые члены ученого совета, коллеги!

Отчетный период в жизни и деятельности коллектива химического факультета связан с нашим активным и успешным участием в реализации приоритетных направлений развития Московского университета, представленных в Программе развития МГУ до 2020 года.

В соответствии с планом мероприятий Международного года химии в мае-июне состоялись творческие конкурсы, конференции учителей, работников библиотек, о роли женщин в развитии химического образования и науки в России.

Крупнейшим событием года химии стал 19-й Менделеевский съезд, состоявшийся в конце сентября в Волгограде. В работе съезда приняли участие ведущие специалисты из 63 городов нашей страны, а также представители 23 зарубежных стран – более 1000 человек, половина из них – молодые научные работники и специалисты. Значительную долю пленарных лекций и ключевых докладов сделали ученые нашего факультета: академики Ю.А.Золотов, Ю.Д.Третьяков, члены-корр. РАН С.Д.Варфоломеев, Е.А.Гудилин, профессора: Кабанов А.В., Калмыков С.Н., Ненайденко В.Г. и др.

Серьезная тревога за будущее нашего образования звучала в выступлениях участников круглого стола "Проблемы химического образования в России", модератором которого мне поручено было быть. Еще активнее и острее эти проблемы обсуждали участники первого в истории России Всероссийского съезда учителей химии 16-18 февраля с.г. у нас в МГУ. Инициатором созыва съезда учителей выступил наш ректор академик В.А.Садовничий. На съезд прибыли 756 участников из 65 субъектов Российской Федерации. На открытии съезда выступили В.А.Садовничий, вице-президент РАН, декан факультета фундаментальной физико-химической инженерии академик С.М.Алдошин, зам.министра образования и науки М.В.Дулинов, первый зам.руководителя Департамента образования г. Москвы В.Ш.Каганов, заслуженный учитель РФ, учитель химии гимназии № 9 г. Екатеринбурга С.А.Москвин.

С лекциями о современных достижениях химической науки перед участниками съезда выступили академик А.Л.Бучаченко, член-корр. РАН Е.В.Антипов и заслуженный деятель науки РФ, профессор Н.В.Зык.

Работали 2 секции:

1. Учебно-методическое обеспечение курса химии в школе и учебники по химии (сопредседатели профессор Еремин В.В. и профессор Оржековский П.А.)

2. Взаимодействие высшей и средней школы в области химического образования (сопредседатели: профессор Кузьменко Н.Е. и профессор Фадеев Г.Н.)

В общей сложности на адрес съезда поступило ~ 250 тезисов докладов и сообщений, из которых 50 были заслушаны и обсуждены.

В резолюции съезда отмечается необходимость консолидации учительского и преподавательского химического сообщества для укрепления и дальнейшего развития химического образования и химической науки в России как стратегически важной основы национальной безопасности, инновационного развития государства и общества в 21 веке и реализации стратегических приоритетов развития России. Материалы съезда, масштабная программа "Химический факультет школам России" в полной мере соответствуют реализации приоритетного направления развития Московского университета "Фундаментальное образование".

Премьер-министр нашей страны В.В.Путин в недавно опубликованной статье "О наших экономических задачах" пишет:"Надо искать решения, которые позволили бы нам преодолеть складывающуюся одностороннюю технологическую зависимость". "Для возвращения технологического лидерства нам нужно тщательно выбрать приоритеты. Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии". Все перечисленные приоритеты связаны с химией. Создание новых материалов, лекарств, новых технологий, открытие новых реакций и явлений возможно лишь при глубоком естественно-математическом и гуманитарном образовании в школе.

К сожалению, о глубине естественно-математического и гуманитарного образования в сегодняшней общеобразовательной средней школе России ничего позитивного мы сказать не можем. В базисном учебном плане сокращено число часов на изучение физики, биологии, географии. Еще хуже обстоит дело с положением химии.

В последние годы на изучение химии в 10-11-х классах выделяется один час в неделю. Фактически предмет химия вымывается из общеобразовательной средней школы. В то же время на физкультуру выделено три часа в неделю. Введение ЕГЭ ведет к резкому падению знаний у выпускников средней школы. В последние годы число выпускников средней школы снижается. По прогнозам демографов, представленным в концепции демографической политики России на период до 2025г: "население России сократится к 2015 г. на 6,2 млн.человек и составит 136 млн.человек, а к 2025 г - 124,9млн. человек". Соответственно, уменьшится численность учащихся: "в 2012 г – на 2,7 млн., в 2016 г – на 2,9 млн., в 2020 году – на 2,5 млн. и в 2025 году – на 1,3 млн. человек".

Министр Минобрнауки А.А.Фурсенко отмечает, что к 2014 г. "число студентов в России из-за неудовлетворительной демографической ситуации может сократиться вдвое по отношению к 2006 году. Демография меняется катастрофически в худшую сторону. Через три-четыре года в стране будет вдвое меньше студентов, чем сейчас… уточнив, что речь идет о 700тыс. студентов в 2012 году против 1,3 млн. в 2006 году". На начало 2009/10 учебного года в Российской Федерации функционировали 662 государственных и муниципальных высших учебных заведения. Если к этому числу добавить филиалы(а это еще более 1,5 тысяч образовательных учреждений, то по экспертным оценкам в стране работают около 3500тысяч вузов и их филиалов. Огромную часть из них составляют вузы негосударственные, в подавляющем большинстве своем обучающие по экономическим, юридическим, социологическим и др. гуманитарным специальностям. По-прежнему 80% выпускников школ сдают ЕГЭ по обществознанию, 20% - по истории. Физику и химию выбирают 12-15%.

В названной статье "О наших экономических задачах" В.В.Путин пишет: "Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов - и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей. Мы должны иметь к 2020 г. несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий. Это значит, необходимо обеспечить устойчивое финансирование университетских научных коллективов и международный характер этих коллективов".

Решение этой проблемы невозможно без качественного базового школьного естественно-научного образования. Именно эти предметы должны составить основу нового образовательного стандарта полной средней школы.

Неоценимая роль в обеспечении качества среднего образования принадлежит различным творческим формам и принципам работы с одаренными детьми. На протяжении многих десятилетий в нашей стране сложилась стройная система предметных олимпиад школьников. Наши ребята достойно выступают на Всемирных олимпиадах.

Четыре года назад по инициативе вице-президента РАН, ректора МГУ, академика В.А.Садовничего Российский союз ректоров и Минобрнауки учредили перечень вузовских олимпиад. В начале их было – 120, в 2010 году – 80, в 2011 – 72. В них участвуют более половины выпускников, учащиеся 9-11 классов. В этот перечень включены 11 олимпиад по химии.

В заочном туре олимпиады "Ломоносов" в этом году приняли участие 984 школьника 9-11 классов. К очному туру были допущены 343 школьника (34,85% от числа участников, выполнивших заочное задание). Реально приняли участие в финальном (очном) туре 307 участников из Азербайджана, Армении, Вьетнама, Таджикистана, Украины и 30 субъектов России. Финал проходил 21 марта 2012 года на химическом факультете МГУ, а также на 4 региональных площадках (в Барнауле, Брянске, Кемерове и Уфе). Победителями и призерами стали 107 человек из Азербайджана и 21 субъекта России.

В заочном туре олимпиады "Покори Воробьевы горы" приняли участие 823 школьника 5 – 11 классов. Из них 745 учащихся 10-11 классов. К финальному (очному) туру были допущены 257 школьников 10-11 классов (31,22% от числа участников, выполнивших заочное задание). Реально приняли участие в финальном (очном) туре 310 участников. Финал проходил с 04 по 26 марта 2012 года на 5 региональных площадках (в Брянске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Томске, Уфе), а также в Москве в главном здании МГУ. Победителями и призерами стали 69 человек из 22 субъектов России.

Имеется несколько предложений о дальнейших путях развития федеральных олимпиад. Введение заочного тура наряду с положительными сторонами имеет и ряд негативных сторон, в частности, жесткое квотирование числа победителей и призеров заочного тура в 35%. Обращает на себя внимание тот факт, что участники из Дальневосточного, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов РФ участвуют и побеждают в предварительных (заочных) турах олимпиад, но не участвуют или нерезультативно участвуют в заключительных этапах. Можно выделить 2 причины: территориальная малодоступность и низкая подготовленность школьников к олимпиадам. Выход из сложившейся ситуации видится в систематической целенаправленной работе с учителями и школьниками и открытие региональных площадок ведущих олимпиад в этих регионах.

Замечательно, что недавно коллегия Минобрнауки рассмотрела "Концепцию интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему".

В своем комментарии к "Концепции" ректор Высшей школы экономики Я.Кузьминов отметил, что в нашей стране ряд форм работы с одаренными детьми уже сложился: специализированные школы и многопрофильные лицеи, учреждения дополнительного образования, олимпиады и конкурсы. Впервые на коллегии Минобрнауки было признано, что "ЕГЭ выявлению одаренности никак не способствует". Приведу убедительное подтверждение сказанному. Два месяца назад завершилась зимняя сессия. Из 235 первокурсников 49 человек сдали сессию на отлично. 38 из них победители и призеры химических олимпиад, остальные 11-имели при зачислении 370 баллов и выше из 500. Из 49 - москвичей 10 человек, остальные – иногородние. 54 человека сдали сессию на хорошо и отлично; из них 33 – победители и призеры олимпиад, лишь 13 – москвичи.

Среди тех, кто поступал по результатам ЕГЭ 52 первокурсника получили двойки по математике. Такого результата в истории химического факультета не было.

И, несмотря ни на что, привлечению талантливых детей России к химическому знанию и науке химические факультеты всех классических и большинства технологических университетов уделяют повседневное внимание. Почти полвека действует Всероссийская химическая олимпиада. Заключительный этап в этом году прошел в Магнитогорске. В нем приняли участие 207 победителей региональных этапов из 59 субъектов РФ. Победителями и призерами стали 15 участников 9-х классов, 29 - 10 классов, 42 - 11 классов. Большая часть 11 – классников планируют стать нашими студентами. В следующем 2013 году заключительный этап пройдет в Курске, в 2014 году – во Владивостоке. И на многие годы вперед есть предложения из разных регионов нашей страны. Уже отмечалось, и все вы знаете, что мы единственные, кто сохранил бывшую Всесоюзную, с 90-х годов Международную Менделеевскую олимпиаду. В этом году она состоится в столице Казахстана – Астане, в следующем – в Ташкенте. По информации наших коллег-организаторов из Казахстана в этом году к Менделеевской олимпиаде присоединились команды Индонезии, Венгрии, Франции, Грузии.

В 2013 г третий раз в нашей стране пройдет Всемирная химическая олимпиада; в ней примут участие представители 75 государств. Восемь лет назад МГУ имени М.В.Ломоносова, Президиум РАН и администрации ряда областей России учредили Союз лицеев центральных областей Российской Федерации "Российский лицей". Ежегодно в МГУ, вузы Москвы, Санкт-Петербурга, других центров России поступают десятки выпускников этих замечательных образовательных центров. Почти 40 лет в 171 школе Москвы работают химические лицейские классы. Выпускники этих классов поступают к нам на химический факультет, в медицинские и другие учебные заведения. Многие из них сегодня замечательные преподаватели химического факультета. Химический факультет и школы России - это непрерывный инновационный проект, продолжающийся многие десятилетия. В конце прошлого года, 23 декабря совместно с департаментом образования Москвы, по инициативе директора центра образования №1485 С.А.Беспаловой, зав.кафедрой химической технологии и новых материалов профессора Авдеева В.В. и компании "Уралхим" мы открыли на базе этого образовательного учреждения химико-биологический центр. Десятки сотрудников и преподавателей факультета принимают активное, безвозмездное участие в привлечении талантливых ребят в науку - этом важнейшем направлении развития Московского университета. Огромная благодарность всем им за эту работу.

В течение последних лет с.н.с. В.В.Миняйловым интенсивно развиваются дистанционные формы в обучении на факультете и в распространении естественно-научных знаний среди школьников в России.

Под его руководством активно функционирует Центр интерактивного образования факультета.

В отчетном году, как и в предыдущие десятилетия химический факультет сохранил лидирующие позиции в российской химической науке. На недавнем отчете о научно-исследовательской деятельности мой заместитель по научной работе профессор А.А.Бучаченко подтвердил это конкретными наукометрическими показателями.

Основная цель развития химического факультета и анализ текущего состояния определяют две взаимосвязанные задачи научной деятельности факультета:

- расширение областей фундаментальных научных исследований, в первую очередь в рамках приоритетных направлений Программы развития МГУ;

- дальнейшее повышение их качества.

С рациональным природопользованием и устойчивым развитием регионов России связаны ключевые приоритеты научного развития химического факультета.

Создан и активно работает научно-образовательный центр "Зеленая химия – химия в интересах устойчивого развития", реализующий передовые научные разработки и пропаганду идей зеленой химии. Центр ведет широкое международное сотрудничество с привлечением ведущих ученых мира, коммерческих партнеров, студентов и аспирантов. На базе центра создана межфакультетская программа студенческого обмена с университетом Карлсруэ. Центр является организатором международной ассамблеи "Зеленая химия - 2012", которая пройдет в октябре в Экспоцентре. Система НОЦ реально отражает интеграцию ученых факультета с институтами РАН.

Ведущую роль в совершенствовании научных основ ядерной безопасности России играет кафедра радиохимии. Ни одна из Вузовских структур РФ не обладает такой приборной базой и полным набором государственных сертификатов для работы с радиоактивными веществами. Кафедра ведет работы по химическим методам разделения и утилизации ядерных отходов, созданию систем мониторинга радиационной обстановки, дополнительному образованию в области радиационной безопасности. Кафедра участвует в выполнении двух крупнейших международных проектов в рамках 7-й рамочной программы Европейского сообщества и сотрудничает с ГК "Росатом" и МАГАТЭ. В 2012-2013 гг. образовательные программы кафедры пройдут сертификацию этого агентства.

Сходная роль в разработке научных концепций химической безопасности принадлежит кафедре аналитической химии. Кафедра ведет научные разработки в области аналитического и сенсорного мониторинга состояния окружающей среды, а входящий в структуру факультета Аналитический центр МГУ реализует эти результаты, выполняя многочисленные договорные и контрактные работы для нужд государственных и коммерческих структур.

Фундаментальные основы безопасности химических производств – одно из приоритетных направлений исследований кафедры химической технологии и новых материалов.

Три дня назад мы впервые в истории химического факультета вручили магистерские дипломы группе выпускников магистратуры кафедры химической технологии и новых материалов.

Крупные успехи, достигнутые кафедрами физической химии, химической кинетики и химии нефти и органического катализа в области глубокой переработки углеводородного сырья нашли свое отражение в тесном сотрудничестве с ИНХС РАН им. А. В. Топчиева, правительством республики Башкортостан, республиканским холдингом ОАО "Татнефтехим-инвест" и другими партнерами.

Высокий уровень исследований факультета приводит к появлению новых перспективных научных направлений. Естественно, что они относятся к фундаментальной науке и, как правило, получают поддержку лишь по грантовым схемам или в рамках международного сотрудничества, причем последнее чревато потерей приоритетов и переносом основных работ за рубеж.

Факультет считает, что включение этих (и многих других) тематик в программу работ по ПНР, станет важным фактором выполнения Программы развития МГУ. Рассматривая эту программу как важнейший рамочный документ, факультет видит необходимость в разработке внутренних документов – стратегий и "дорожных карт", определяющих важнейшие составляющие работ и достижений в рамках каждого ПНР. Такие документы должны разрабатываться коллегиально и проходить серьезную научную экспертизу. Для реализации ПНР 10 целесообразно создать систему внутренних грантов МГУ с внешней экспертизой и квалификационными ограничениями на коллективы исполнителей.

Безусловно, реализация приоритетного направления развития МГУ № 1 " Фундаментальное образование" связано, в первую очередь, с переоснащением наших общих практикумов. Кафедры ведут активную работу по обеспечению методического содержания практикумов. Впервые в истории факультета издается 3-х томный практикум по физической химии, выпущены новые издания практикумов учебников по общей, неорганической, аналитической, органической химии. Настоятельно необходимо обновление наших практикумов современным научным оборудованием.

Дальнейшее повышение качества научных исследований предполагает дальнейшее развитие кадрового потенциала, материально-технической базы и финансирования факультета.

Развитие кадрового потенциала всегда было приоритетной задачей факультета, однако новые вызовы определяют ряд новых подходов к ее решению, а именно

- применение дополнительных квалификационных критериев, основанных на наукометрических показателях эффективности и качества научной работы, при конкурсном замещении научных должностей;

- стимулирование научных сотрудников и ППС по критериям качества научных публикаций;

- снижение административно-бюрократической нагрузки на сотрудников факультета.

Применение наукометрических показателей в областях компетенции факультета является объективным средством оценки научной работы сотрудников и в среднесрочной перспективе будет способствовать достижению индикаторов 14-16 Программы развития МГУ и увеличению международных рейтингов МГУ. В 2012 г. планируется завершить статистическую обработку данных по сотрудникам, создать список высокорейтинговых научных журналов по категориям научной активности факультета и принять участие в выработке общей концепции применения наукометрических показателей для оценки научной квалификации и стимулирования научной деятельности в МГУ.

Значительный положительный эффект ожидается от увеличения срока обучения специалистов и интегрированных магистров до 6 лет и в аспирантуре по основным специальностям химического факультета до 4-х лет, что позволит не только повысить процент и качество защищаемых в срок диссертационных работ, но и создать объективные условия для конкурсного замещения выпускниками педагогических и научных должностей. За счет этого фактора факультет предполагает обеспечить преемственность и омоложение кадрового состава, а также достичь увеличения индикаторов программы развития 2 и 10. В среднем по факультету доля обучаемых в аспирантуре, защищающих диссертационные работы в срок, повысится до 90%. Факультет будет вести активную работу, добиваясь увеличения срока обучения до четырех лет по двум базовым аспирантским специальностям, 02.00.02 – Аналитическая химия и 02.00.13 – Нефтехимия, не вошедшим в перечень специальностей, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 12 августа 2011 г. № 2202.

Снижения административно-бюрократической нагрузки на сотрудников факультета предполагается достичь за счет внедрения элементов автоматизированной системы управления (АИС). На сегодняшний момент на химическом факультете разработана и введена в эксплуатацию электронная база научных тематик, финансируемых из различных источников. В ней учтены все договора, заключенные факультетом за последние три года. Универсальность программы позволяет заносить все данные, необходимые для государственной регистрации, формирования отчетов и осуществлять поиск и подборку договоров по запросу организаций. Факультет будет активно внедрять подобные системы и всемерно содействовать созданию общеуниверситетских АИС, систем электронного документооборота, других эффективных систем администрирования и сбора данных.

Сильная материально-техническая база и ее постоянное совершенствование в свете быстрого развития химической науки является вторым ключевым фактором успешности научной работы.

Главную проблему развития в этой области факультет видит в старении капитальной инфраструктуры, нехватке и сложности адаптации помещений для размещения современного высокотехнологичного оборудования.

Ключевым моментом развития является последовательный ремонт основного корпуса факультета. Мы благодарны Вам, Виктор Антонович, за выделение средств на ремонт БХА им.Н.Д.Зелинского. Надеемся, что это лишь начало реализации программы ремонта всего нашего факультета.

Как и во многих других направлениях развития, удачным решением является участие в крупных междисциплинарных проектах и концентрации ресурсов на их выполнении. Факультет планирует выдвинуть или принять участие в выдвижении как минимум трех прорывных проектов, которые будут выполняться в здании на новой территории МГУ.

Предусматривается сопряжение этих проектов с программами крупнейших институтов развития России (конкурс мегагрантов Министерства образования и науки, Фонд "Сколково", ОАО и фонд "Роснано", ГК "Росатом", "Ростехнологии" и др.), Европейского сообщества (7-я рамочная программа), а также привлечение к ним стратегических партнеров МГУ и факультета из числа ведущих мировых научно-образовательных центров и крупных российских и международных компаний.

Внутренние ресурсы факультета также планируется эксплуатировать более эффективно. Основными инструментами здесь станут механизмы четкой деятельности созданных ЦКП и жесткий контроль за эффективностью их использования.

Огромный вклад в развитие материально-технической базы факультета внесло приобретение в 2010 и 2011 гг. новых уникальных научных приборов из средств, выделяемых на реализацию Программы развития МГУ – более 20 современных исследовательских комплексов.

Оборудование успешно введено в эксплуатацию и уже приносит отдачу в научной и образовательной деятельности. Администрация факультета ведет жесткий контроль за его использованием с учетом роста всех показателей эффективности. В дальнейшем в этом контроле, а также в принятии стратегических решений о приобретении нового оборудования, все большую роль будут играть коллегиальные органы управления - Ученый совет, бюджетная комиссия, специально создаваемые советы и комиссии, в состав которых войдут представители других структурных подразделений МГУ и стратегических внешних партнеров.

Другим источником совершенствования приборной базы станет возобновление партнерства с ведущими производителями научного оборудования (Bruker, Agilent, AnalyticJena, Netzsch и др.). Кризисные тенденции в западных экономиках заставляют их активнее осваивать рынок России и бывших союзных республик. Факультет планирует эффективно использовать свое естественное право быть базовой площадкой для реализации научно-образовательных аспектов этого процесса на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Не менее важным компонентом материально-технической базы являются электронные ресурсы. Анализ, проведенный Управлением инновационной политики и международных научных связей ректората МГУ показывает, что высокие значения наукометрических показателей коррелируют с числом обращений к базам современной научной литературы. В последнее время информационное обеспечение сотрудников МГУ постоянно расширяется, приближаясь к мировому уровню. Нужно отметить, однако, что высокий уровень научной работы факультета во многом связан с тем, что уже на первом курсе студенты-химики проходят обучение приемам поиска и обработки научной информации с помощью таких систем, как реферативные журналы, справочники и базы ChemicalAbstract и Belstein. Обеспечение он-лайн доступа к современным версиям этих ресурсов будет означать качественный скачок не только в научной, но и образовательной деятельности. Качество выполнения курсовых работ студентами начиная с 1 курса, существенно повысилось.

К этому же разделу относится программное обеспечение фундаментальных и прикладных теоретических исследований. Уникальный вычислительный комплекс МГУ и средства, выделяемые на программное обеспечение, позволяют университету ставить и решать научные и технические задачи мировых уровня и значимости. Химический факультет входит в число главных потребителей вычислительных ресурсов комплексов "Чебышев" и "Ломоносов" и намерен продолжать их активную эксплуатацию.

Перечисленные выше меры призваны способствовать и повышению финансирования научных исследований факультета.

В части фундаментальных исследований факультет будет продолжать активное участие в грантовых программах российских и международных научных фондов. Увеличение числа программ поддержки образовательных проектов диктует более тесную интеграцию фундаментальной научной и образовательной составляющих. Участие в этих программах небольших исследовательских групп с интегральными проектами станет важным инструментом поддержки фундаментальных исследований, оперативного внедрения их результатов в учебный процесс и повышения уровня подготовки кадров.

Более активно будет идти межкафедральная интеграция небольших научных групп и вокруг прорывных научных тематик для формирования конкурентоспособных проектов в рамках Федеральных целевых программ и коллективов исполнителей мегапроектов университетского, российского и международного уровня.

Предусматривается совершенствование механизмов поддержки фундаментальных исследований за счет партнеров из сферы реальной экономики: Русалом, Уралхимом, Еврохимом, Росатомом и др.

Продолжается совместный с МГУ имени М.В.Ломоносова проект по повышению квалификации персонала заводов в области химической технологии неорганических веществ. На "Азоте" из работников предприятия сформирована группа для дистанционного обучения.

Это аппаратчики, операторы ДПУ и начальники смен, инженеры отделов.

Высокое качество и резонансность публикаций по целому ряду направлений современной химической науки становятся привлекательными для спонсорской помощи со стороны крупнейших компаний. Более высокий уровень и приоритет имеют рамочные формы поддержки интегрированных научно-образовательных проектов. Примером такого взаимодействия служит создание по инициативе Объединенной компании производителей нефтегазового оборудования некоммерческой организации "Инновационного фонда поддержки научных и образовательных программ МГУ имени М.В. Ломоносова", получившее одобрение ректора МГУ.

В части прикладных научных исследований, выполняемых за счет средств государственного бюджета, основным инструментом должна стать эффективная межфакультетская интеграция. При участии в конкурсах ФЦП и других программах с ограничением на участие одного юридического лица, новая структура университета должна создавать не конкуренцию между структурными подразделениями МГУ, а благоприятную почву для их сотрудничества на благо университета в целом. Такой проект мы готовим совместно с физическим факультетом и ГК "Ростехнология". Факультет считает необходимым совершенствовать алгоритм подачи конкурсных заявок путем создания коллегиальных экспертных органов для их оценки и упрощения внутриуниверситетских процедур оформления документации.

В 2011 г. впервые с 2007 г. наметилась тенденция роста внебюджетного финансирования, получаемого по хозяйственным и валютным договорам, (пока только в объеме, а не в доле общего финансирования). Поддержка этой тенденции – важная составляющая программы развития факультета. Привлечению заказчиков на площадку химического факультета всегда уделялось большое внимание, в первую очередь, в части выполнения заказных НИР и НИОКР и распределения выпускников. Отличительными чертами нового этапа станут

- рамочные соглашения с наиболее крупными партнерами из сферы реальной экономики;

- усиление образовательной составляющей, предусматривающее создание новых корпоративных программ повышения квалификации и переподготовки кадров, в том числе дистанционных;

- создание совместных лабораторий для долгосрочного сотрудничества и комплексного решения научно-технических и кадровых проблем предприятий, производящих наукоемкую продукцию.

Переход к более широкому интегрированному сотрудничеству с бизнес-сообществом в значительной степени облегчается созданием в последнее время государственных инструментов модернизации экономики – технологических платформ, кластеров, стратегий модернизации крупнейших корпораций.

Планируется усилить инновационные аспекты научной деятельности, предусматривая

- заключение лицензионных договоров;

- создание совместных компаний для практического внедрения результатов интеллектуальной деятельности химического факультета МГУ

в качестве основных путей коммерциализации созданной и создаваемой интеллектуальной собственности.

Химический факультет видит себя неотъемлемой частью создаваемой в МГУ инновационной системы. В настоящее время

- организована работа в области создания, правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности в МГУ с целью принятия исчерпывающего Положения, которое призвано регламентировать все аспекты работы с интеллектуальной собственностью, начиная от ее создания и заканчивая коммерциализацией;

- продолжается активное взаимодействие соответствующих служб факультета со всеми узлами инновационной инфраструктуры МГУ (Научный парк МГУ, Центр трансфера технологий МГУ, Студенческий бизнес - инкубатор, Центр инновационного консалтинга и т.д.);

- ведется непрерывная работа по созданию и сертификации малых компаний в инновационные предприятия, создаваемые сотрудниками, студентами и аспирантами факультета в рамках программы СТАРТ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

- ведется работа по повышению информированности сотрудников факультета об их правах и обязанностях при создании охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности;

- продолжается введение в учебный процесс курсов, повышающих компетенции обучаемых в областях менеджмента инновационных компаний, коммерциализации НИОКР, создания и охраны интеллектуальной собственности.

Эти меры будут способствовать достижению индикаторов Программы развития МГУ 21, 23, 39 и 40.

В 2011 году на 17 кафедрах и в 88 лабораториях химического факультета работали 282 профессора и преподавателя, 891 научный сотрудник, в их числе 224 доктора и 685 кандидатов наук, обучались 1050 студентов и 259 аспирантов.

Научная работа факультета велась по 5 приоритетным направлениям, включающим 22 госбюджетные темы. Коллектив факультета выиграл 265 грантов РФФИ, 6 грантов "Ведущие научные школы", 44 гранта Министерства образования и науки; выполнялись работы по 2 междисциплинарным проектам. Сотрудники факультета получили 11 грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых (9 грантов получили молодые кандидаты наук, 2 гранта – молодые доктора наук).

Сотрудниками факультета опубликовано: статей 1113, тезисов докладов 1246, монографий 4, учебников и учебных пособий 41, подано 34 заявки на изобретения, получено 26 положительных решений на выдачу патентов, выдан 61 патент, в том числе 7 зарубежных, предложено к патентованию за рубежом 3 заявки, внедрено 1 изобретение; защищено 7 докторских и 4 кандидатских диссертаций. Сотрудниками факультета организовано 11 конференций как всероссийского, так и международного масштаба. 163 сотрудника факультета являются членами редакционных коллегий реферируемых журналов.

Получено 29 наград и премий различного уровня; двое сотрудников факультета удостоены Государственных наград. Лауреатами премии Президента РФ стали двое молодых ученых: Вернигоров К.Б. и Ванецев А.С. Также получены 20 премий и наград других достоинств и 4 премии зарубежных организаций.

Более 400 сотрудников факультета выезжали в 2011 году на научную работу за рубеж, 584 человека участвовали в работе международных конференций в России и за рубежом. Сотрудниками факультета сделано 1017 докладов. Химический факультет ведет международное научное сотрудничество с 72 университетами более чем 30 стран.

В течение последних трех лет химический факультет занимает лидирующее положение среди всех факультетов МГУ и научно-образовательных центров нашей страны по цитированию научных достижений.

Дорогие члены ученого совета, сегодня мы собрались на заключительное заседание в данном составе совета. Мой отчет о деятельности факультета завершает значительный этап в жизни химического факультета. 10 апреля исполнилось 20 лет моей работы на посту декана химического факультета. 23 марта исполнилось 20 лет служения Московскому университету нашего глубокоуважаемого ректора В.А.Садовничего. Все эти два десятилетия я всегда чувствовал активную поддержку со стороны Виктора Антоновича в решении самых сложных проблем жизни факультета. Давайте поблагодарим нашего ректора за выдающийся вклад в развитие нашего великого дома – Московского университета.

Надеюсь, каждый руководитель кафедры, лаборатории, профессор, сотрудник химического факультета понимает свою ответственность за атмосферу деятельности в руководимом им коллективе, за будущее нашего факультета.

Я искренне благодарен моим заместителям, всем вам за неоценимую помощь на всех этапах моей деканской жизни на благо факультета, сохранения и развития химического образования и науки в нашей стране.

Огромное спасибо нашим студентам и аспирантам за любовь к химической науке, бережное отношение к истории и традициям родного факультета.

Благодарю за внимание.


Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам информацию, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору


Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору