ChemNet
 
Химический факультет МГУ

События и итоги

О деятельности химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
с 23 апреля 2004 г по 29 апреля 2005 г.

(отчетный доклад декана академика РАН профессора В.В.Лунина)

Глубокоуважаемые члены Ученого Совета!

Глубокоуважаемый Виктор Антонович!

       Прошедший, отчетный год занимает особое место в истории химического факультета и в истории Московского университета. Химическое образование и наука – неотъемлемые составляющие славной истории Московского университета. В преддверии 250-летия Alma Mater 26 ноября 2004 г химический факультет отпраздновал свое 75-летие. Как отметил в своем выступлении наш ректор В.А. Садовничий : " Это праздник одного из лучших факультетов Московского университета. Традиции химического образования были заложены еще самим М.В.Ломоносовым, имя которого носит наш университет, так что вашей науке, дорогие химики, на самом деле 250 лет – столько же, сколько и самому университету" Мы благодарны Вам, Виктор Антонович, за эти слова. Действительно, корни химического образования в России уходят в 60-е годы XVIII столетия. Вместе с тем внимательный анализ истории преподавания химии, развития химической науки позволяет утверждать, что радикальные перемены во всех направлениях химического образования и начало химической науки в Московском университете связаны с избранием в 1879 г В.В.Морковникова ординарным профессором.

       В 1893 г по рекомендации Д.И.Менделеева экстра- ординарным профессором Императорского Московского университета был назначен Н.Д. Зелинский. Беззаветное служение Московскому университету этих двух ярких, выдающихся ученых определило навсегда все значимые этапы в развитии химического образования и науки в Московском университете, лидирующее положение ведущих научных школ химического факультета в нашей стране, их признание и влияние в мировом химическом сообществе. Свидетельством такого признания может служить участие в праздновании 75-летия факультета деканов химических факультетов всех классических университетов России, наших коллег из стран содружества независимых государств, сотни поздравительных телеграмм от наших воспитанников из многих уголков нашей страны и из-за рубежа. Приведу лишь одно из этих поздравлений:

       Дорогой, незабываемый Химфак!

       От всей души и с полным пониманием нелегкого груза прошедших лет поздравляем тебя с юбилеем.

       Все эти годы вспоминаем тебя с благодарностью.

       Ты научил нас бороться за право на образование и за право на работу.

       Ты ввел нас в прекраснейшую из наук –химию, дал глубокие, прочные знания и научил работать, что позволило одному из нас пройти долгий рабочий путь от преподавателя Магнитогорского техникума в 1952 г. до профессора Гарварда в 2002г.

       Нам было у кого учиться. Химфак собрал под своей крышей ученых мирового уровня первоклассных педагогов и сотрудников; и в любых обстоятельствах старался сохранить критическую массу людей, обладающих высокими человеческими качествами.

       С чувством неоплатного долга вспоминаем С.С.Наметкина, А.П.Терентьева, А.Н.Несмеянова, Н.С.Кочеткова, Р.Я.Левину, Э.Г.Перевалову и многих других.

       Наконец, Химфак одарил нас друзьями на всю жизнь и чувством нерасторжимого братства.

       Спасибо тебе, Химфак! Будь всегда! Расти, хорошей и держись!

       Эдуард Будовский (выпуск 1952 г.) и Наталия Симукова (выпуск 1956г.)

       Величию события в истории просвещения, образования, науки и культуры России – 250-летию Московского университета соответствовали многочисленные конференции по различным проблемам химического образования и науки. Среди них хочу отметить конференцию "Химия в Московском университете в контексте Российской и мировой науки (научные школы, исследования, преподавание)", успешно прошедшую на факультете 23-25 ноября 2004г.

       В эти же дни состоялась презентация уникального оборудования, поставленного в общий практикум по физической химии немецкой компанией Йена Аналитик в соответствии с договором, подписанным В.А.Садовничим и руководством компании. В церемонии презентации приняли участие высшие руководители компании, ректората МГУ, наши многочисленные гости, сотрудники и преподаватели факультета. В этом году проведен ряд семинаров по демонстрации возможностей нового научного комплекса для решения различных физико-химических проблем. В настоящее время готовятся новые методические пособия и задачи для обучения наших студентов на современных приборах. На прошлой неделе мы обсуждали с руководством компании Аналитик Йена перспективы дальнейшего расширения нашего сотрудничества.

       Впервые в истории накануне юбилея в университете 14-15 декабря 2004 г. состоялась совместная научная сессия общего собрания РАН и ученого Совета МГУ им. М.В.Ломоносова. Важное место в работе сессии заняли "круглые столы" по всем областям науки и образования. Круглый стол отделения химии и наук о материалах РАН прошел на химическом факультете 15 декабря 2004г. Для участников круглого стола, а их было 180 членов РАН, мы подготовили презентацию оборудования, полученного факультетом по первому траншу германского кредита. Сотрудники компании Брукер рассказали о современных уникальных приборах: ЯМР, ЭПР -, хромасс-, ИК-, УФ-спектрометрах и другом оборудовании, поставленном в общие практикумы и центры коллективного пользования химического факультета. По поручению академика-секретаря отделения академика В.А.Кабанова я выступил с докладом "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова химическому образованию и науке в России". Академик С.М.Алдошин – член Президиума РАН сделал сообщение " Об инновационной деятельности РАН". В дискуссии по нашим сообщениям главное внимание участников круглого стола обращалось на разрушительные принципы концепции модернизации школьного и высшего образования. С 2003 г. в школах России осуществляется целенаправленное уменьшение времени, отводимого на изучение естественных наук – химии, физики, биологии, географии, как в основном, так и в профильном звеньях школы. В основной (базовой) школе на изучение химии отводится лишь два часа в неделю. На основе анализа примерного учебного плана для среднего (полного) общего образования можно сделать вывод о том, что химия, физика и биология выведены за рамки обязательных базовых учебных дисциплин в старшей школе. Этипредметы в старшем звене школы заменены естествознанием на три часа в неделю в 10 и 11 классах. В примерных учебных планах для некоторых профилей химия присутствует лишь в естественно-научном профиле. При этом на углубленное изучение предмета отводится всего три часа в неделю. В других школьных профилях изучение химии вообще не предусмотрено. Возникает вопрос к реформаторам: как объяснить явную недооценку роли естественно-научного, в частности химического образования в государстве и обществе? Неужели идеологи этих планов не понимают, что ни одно современное производство не может обойтись без физических основ и химических способов воздействия на вещества и материалы, что современные биотехнология, медицина, фармакология не могут развиваться без знания химии, что главным условием безопасности жизнедеятельности человека служит его умение обращаться с веществами и их химическими превращениями? Почему наблюдается такое пренебрежительное отношение к учебным предметам, формирующим мировоззрение человека, его способность создавать новые материалы и технологии в своей стране?

       Общее мнение участников круглого стола - все отмеченные выше действия осуществляются непрофессионалами и ведут к уничтожению отечественной системы образования.

       К сожалению, те же тенденции наблюдаются и в концепции реформирования высшего образования. При подготовке первого поколения государственных образовательных стандартов в 1992-1994 годах Учебно-методический Совет по химии УМО классических университетов России внес методически обоснованные предложения как по формированию содержания ГОС, так и по содержанию учебных планов, с учетом выделения необходимой аудиторной нагрузки студентов (не менее 32 часов в неделю), обеспечивающей эффективную подготовку специалистов-химиков. Министерство образования при утверждении ГОС установило аудиторную нагрузку в количестве 27 часов в неделю, мотивируя это необходимостью усиления роли самостоятельной работы студентов. Опыт работы в последние годы показал, что такое сокращение фактически привело к существенному снижению уровня подготовки выпускников, поскольку переводить лабораторные работы студентов, составляющие по большинству химических дисциплин от 40 до 60 % учебного времени, отводимого на данную дисциплину, в разряд самостоятельной работы недопустимо как с точки зрения требований техники безопасности, так и с точки зрения эффективности экспериментальной подготовки выпускников. Поэтому при подготовке примерных учебных планов и программ химических дисциплин, соответствующих требованиям ГОС второго поколения по специальности 011000-химия и направлению 510500, учебно-методический совет по химии УМО по классическому университетскому образованию разрабатывал с учетом 32 часовой аудиторной нагрузки, причем дополнительные 5 часов аудиторной нагрузки (по сравнению с ГОС первого поколения) практически полностью отводились на расширение лабораторных работ по химии.

       27 ноября 2002 г. министром образования РФ В.М.Филипповым было разослано письмо № 14-15-996 ин/15 "Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений", в котором рекомендовалось довести аудиторную нагрузку студентов младших курсов до 23-25 и старших курсов до 18-20 часов в неделю. Такая рекомендация принимается Ректорами ВУЗов как прямое указание и ко мне обращаются многие члены Совета по химии, которые встревожены соответствующими требованиями ректоратов. Более того, в последнее время ректораты учебных заведений по своей инициативе снижают нагрузку преподавателей по таким видам работы, как руководство курсовыми и дипломными работами студентов, носящих в основном экспериментальный характер.

       ВСЕ ЭТИ ТРЕБОВАНИЯ ФАКТИЧЕСКИ ПРИВЕДУТ К ПОЛНОМУ РАЗВАЛУ ПОДГОТОВКИ ХИМИКОВ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПРОФИЛЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ.

       Должен Вам сообщить, что мы внимательно изучили документы государственного уровня, регламентирующие требования к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, и хотим отметить два обстоятельства

       1. В федеральном Законе РФ о высшем и послевузовском профессиональном образовании общая максимальная недельная нагрузка студентов и ее распределение на аудиторную и самостоятельную работу не регламентируется. В статье 5 главы II Закона записано только, что "федеральные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования включают только указание о максимальном объеме учебной нагрузки обучающихся (пункт 4).

       2. В постановлении Правительства РФ № 940 от 12.08.1994 учебное время регламентируется пунктами

       5.1 "Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы".

       5.2 "Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения должен ограничиваться государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части, где устанавливаются государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям и специальностям высшего профессионального образования".

       Отсюда следует, что норма недельной аудиторной нагрузки студентов и распределение времени по видам педнагрузки преподавателей должны устанавливаться в соответствии с утвержденными Государственными образовательными стандартами по направлению или специальности образования и принятыми ранее министерством нормами с учетом специфики организации учебного процесса, а не стремления работников министерства образования и науки сократить расходы на образование.

       Все эти проблемы были обсуждены на заседании Пленума УМС по химии, проходившем в Москве 4 апреля 2004 г. Соответствующие письма направлены Министру образования и науки А.А.Фурсенко и Председателю Центрального УМС УМО классических университетов России В.А.Садовничему. Минобразования необходимо понять, что его главная функция – не мешать, а помогать профессиональному сообществу в осуществлении профессиональной деятельности по совершенствованию системы среднего и высшего образования в нашей стране. Это касается и Болонской конвенции, и ЕГЭ.

       Почему все вузы должны в спешном порядке входить в Болонское соглашение? Может быть, по отдельным направлениям знаний в этом есть какой-то смысл. Но что касается фундаментальных естественных наук – это АБСОЛЮТНО неприемлемо для будущего нашей страны. Деканат и Ученый совет химического факультета считают, что мы должны готовить специалистов (5 лет) и магистров (2 года), если кто-то из получивших диплом бакалавра в других вузах, или других странах захочет получить степень магистра химии в МГУ.

       Что же касается ЕГЭ, то именно четкая позиция ученого совета Московского университета позволила снизить темпы его внедрения в нашей стране. В этом году в так называемом эксперименте по ЕГЭ участвуют более 70 регионов России. Но в большинстве вузов, а в Москве во всех, учитывающих результаты ЕГЭ, экзамен организован только по русскому языку и истории.

       В прошлом году по инициативе нашего ректора В.А.Садовничего в качестве альтернативы ЕГЭ, позволяющей реально отобрать наиболее способных, талантливых выпускников средней школы, были объявлены предметные олимпиады. Победители Всероссийской, Всемирной и Международной Менделеевской олимпиад зачислены на факультет без вступительных испытаний, победители региональных этапов получили высший балл по химии. Из 215 первокурсников, поступивших в отчетном году на факультет, 134 - участники различных этапов олимпиад. Среди них 18 победителей 38-й Международной Менделеевской олимпиады, представители СНГ и стран Балтии: 3 – из Армении, 2- золотые призеры из Белоруссии, 4 – из Казахстана, 1 - из Кыргызстана, 2 – из Молдовы, 1 – из Туркменистана, 2 – из Украины, 2 – из Эстонии. Впервые после долгого перерыва на 1-й курс был зачислен гражданин Болгарии – бронзовый призер олимпиады.

       38-я Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии состоялась 2-9 мая 2004 г. в Кишинэу (Республика Молдова). В ней приняли участие 77 школьников старших классов, которые являлись победителями национальных школьных химических олимпиад, из 14 стран: Азербайджана, Армении, Беларуси, Болгарии, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, Молдовы, России, Румынии, Таджикистана, Туркменистана, Украины и Эстонии. Впервые к участию в Менделеевской олимпиаде присоединились Болгария и Румыния.

       Церемония открытия олимпиады состоялась 3 мая в Кишиневском театре оперы и балета. В церемонии приняли участие министр просвещения Республики Молдова господин В.Бенюк, ректор Молдавского государственного университета профессор Г.Руснак, Президент АН РМ академик Г.Дука, представители посольств стран-участниц.

       По решению жюри олимпиады, 46 участников были представлены к награждению Дипломами первой, второй и третьей степени и золотыми, серебряными и бронзовыми медалями.

       Результаты олимпиады и имена победителей были оглашены на церемонии закрытия олимпиады 9 мая в Кишиневском театре "Сатирикус". В торжественной церемонии награждения и закрытия олимпиады приняли участие министр просвещения Республики Молдова господин В.Бенюк, зам.министра просвещения Республики Молдова господин А.Дубровский, представители посольств стран-участниц. Наши коллеги из Кишиневского университета, минобразования Молдовы, правительство республики сделали все, чтобы олимпиада осталась в памяти ее участников не только напряженным творческим конкурсом, но и светлым весенним праздником.

       Все последние 20 лет Менделеевская олимпиада проводилась благодаря финансовой поддержке спонсоров. Найти их – всегда исключительно сложная проблема. В этом году Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки России впервые частично включило наш проект по подготовке и проведению олимпиады в госбюджет. Правда, денег мы пока не получили, а завтра утром нужно лететь в Душанбе (Таджикистан), где с 1 по 8 мая пройдет 39-я Менделеевская олимпиада. Хочу сегодня в очередной раз выразить глубокую благодарность профессорам, преподавателям, ученым, аспирантам, студентам факультета за преданность олимпийскому движению, сохранение и развитие славных олимпийских традиций, заложенных нашими выдающимися предшественниками. Имена тех, кто много сил и таланта отдает олимпиадам, хорошо известны: В.Г.Ненайденко, Ю.А.Устынюк, С.С.Чуранов, О.В.Архангельская, М.Д.Решетова, О.К.Лебедева, И.В.Трушков, В.И.Теренин, И.А.Тюльков, В.В.Загорский, Н.Б.Зоров, А.И.Жиров, А.Н.Рыжова, В.В.Еремин, А.К.Гладилин, А.В.Бачева.

       Многие из них в отчетном году награждены ведомственными и правительственными наградами.

       13-18 апреля в Белгороде на базе замечательного Белгородского госуниверситета мы успешно провели заключительный этап 41-й Всероссийской олимпиады школьников по химии. Лучшие 9 призеров будут представлять нашу страну на Менделеевской олимпиаде в Таджикистане. Следует заметить, что как только олимпиадам уделили внимание в правилах приема в вузы, число участников резко выросло. Так, в Московской городской олимпиаде в прошлом году участвовало около 600 человек, а в этом около 1300. Вчера в ДК МГУ были подведены итоги первого совместного с газетой "Московский комсомолец" проекта "Покори Воробьевы горы". По итогам 10 победителей представлены к зачислению на химический факультет.

       14, 16 и 18 мая в рамках научного форума "Ломоносов-2005" пройдут предметные олимпиады по химии, математике, физике. Победители могут рассчитывать на высший балл по каждому предмету. Выступая на совещании деканов 18 апреля этого года, В.А.Садовничий подчеркнул: "Олимпиады – это не просто наша стратегия в отборе лучших ребят в МГУ, это часть нашей философии в подготовке будущих студентов".

       Признанием достижений химического факультета в организации олимпиад, успехов российских школьников на Всемирных олимпиадах по химии служит обращение Международного комитета по проведению олимпиад к Президенту и Правительству России с предложением провести в Москве в 2007 году Всемирную олимпиаду по химии на базе Московского университета. В настоящее время получено согласие Минобразования на проведение такой олимпиады. Мы подготовили и направили Министру А.А.Фурсенко и в администрацию Президента проекты Распоряжения Правительства и ряда других документов по подготовке олимпиады. Во Всемирной олимпиаде будут участвовать более 70 государств мира. Это будет серьезное испытание для факультета и МГУ, но я уверен, что мы успешно с ним справимся.

       В сентябре 2004 г. исполнилось 30 лет работы при химическом факультете МГУ Химических лицейских классов школы №171. Работа химических классов школы №171 стала заметным событием химического образования не только Москвы, но и всей нашей страны. За эти годы классы успешно окончили более 900 учащихся, многие из них стали студентами МГУ им. М.В.Ломоносова. Среди выпускников химических классов – лауреаты престижных научных премий, кандидаты и доктора наук. Более 20 выпускников химических классов стали сотрудниками нашего факультета и успешно на нем работают.

       Преподаватели, ведущие занятия в химических классах, разработали уникальные программы изучения химии, других естественнонаучных дисциплин и математики, ими создан ряд учебников и учебных пособий для изучения химии в средней школе. Высокий уровень образования учащихся химических классов все эти годы успешно сочетается в школе с хорошей воспитательной работой, направленной на обеспечение у каждого выпускника школы прочных моральных принципов, чувства ответственности за свою работу перед всей нашей страной.

       В связи с юбилеем работы химических классов ректор объявил благодарность директору школы Лидии Петровне Карпенко, учителям школы Валерию Юрьевичу Беляеву, Вадиму Абрамовичу Долгову, Наталье Александровне Романовой, Галине Александровне Самойловой, Юрию Геннадьевичу Соколову, а также доцентам химического факультета Сергею Серафимовичу Бердоносову, Андрею Николаевичу Григорьеву, и Сергею Сергеевичу Чуранову.

       Основные принципы организации химических олимпиад мы успешно перенесли на Менделеевский конкурс (школу-конференцию) научных работ студентов младших курсов химических вузов России. Более 10 лет этот конкурс проводился на химическом факультете, но в апреле прошлого года он был организован в Ивановском государственном химико-технологическом университете, в этом году – на базе Волгоградского государственного химико-технологического университета. И в этом конкурсе в состав оргкомитета и жюри входит большая группа наших профессоров и преподавателей: Ю.А.Устынюк, В.Б.Голубев, Л.Д.Ужинова, Г.В.Лисичкин.

       Много сил и энергии в его организацию вкладывают исполнительный директор Некоммерческого партнерства и содействия химическому и экологическому образованию Е.С.Ротина, главный редактор журнала "Химия и жизнь.21-й век" Л.Н.Стрельникова.

       Дорогие коллеги, надеюсь, вы убедились в том, что деканат проводит повседневную активную работу по привлечению талантливых детей из всех уголков нашей страны и ближнего зарубежья. У нас замечательная приемная комиссия, ответственным секретарем которой работает доцент И.А. Успенская. Число иногородних студентов на факультете стабильно более 50%, число иногородних аспирантов – более 80%.

       Дорогие коллеги, я очень прошу вас помнить эти проценты. Они ярко демонстрируют, что Московский университет – это государственный университет, что химический факультет открыт не только для талантливых детей России, но и их сверстников из других государств мира.

       Конечно, преобладание среди наших студентов иногородних ребят создает серьезную проблему с обеспечением их общежитием. Ежегодно мы сталкиваемся с нехваткой мест. Условия жизни в общежитиях оставляют желать лучшего. В корпусе ФДС-2 проблемы с питанием. Отсутствие даже буфета создает много сложностей с нормальными завтраком и ужином, особенно для первокурсников. На территории ФДС отсутствуют возможности для занятий спортом. Единственная комната, отведенная размещения тренажеров, слишком мала, чтобы открыть доступ для всех желающих. В главном здании наши этажи до сих пор не отремонтированы.

       Виктор Антонович, проблема общежитий в настоящее время требует, чтобы ей было уделено самое серьезное внимание в концепции развития университета на ближайшую и более далекую перспективу. Без современных общежитий будет сложно увеличить численность студентов до 100 тысяч человек.

       Несмотря на отмеченные сложности жизни наших студентов в общежитиях, студенты успевают сделать очень много. Большинство ребят учатся на хорошо и отлично, активно занимаются научной работой, продолжают и развивают традиции факультета и Московского университета. На прошлой неделе завершился научный форум "Ломоносов-2005". Секция химии и в этом году была одной из самых активных. Поступило 600 студенческих работ для участия, из них отобраны для печати 412, при этом 151 работа – из других городов России, стран СНГ, одна из Сербии, 44 – из других вузов Москвы. 100 докладов были отмечены дипломами конференции.

       Недавно мы воссоздали совет молодых ученых химического факультета. Председатель СМУ – с.н.с. кафедры физической химии, к.х.н. Андрей Смирнов. Надеюсь, что этот совет сможет более активно и масштабно организовать участие наших молодых ученых в международных и отечественных научных симпозиумах и конференциях.

       Я не буду подробно останавливаться на научной деятельности факультета. Об этом на прошлом заседании ученого совета докладывал зам. декана по научной работе проф. А.В.Анисимов. Хочу лишь напомнить, что и в этом отчетном году достижения ученых факультета отмечены высшими наградами. Лауреатами Государственных премий в области науки и техники стали академики И.П.Белецкая, Ю.Д.Третьяков, профессоры Е.В.Антипов, А.Р.Кауль, чл.-корр. РАН Н.Н.Олейников, в.н.с. С.Н. Путилин. Ломоносовских премий удостоены: в области науки – проф. Э.А.Караханов и с.н.с.А.Л.Мамонтов, в области образования – проф. Е.П.Агеев, доцент Ю.Д.Серопегин; премии Президиума РАН им.П.А.Ребиндера удостоены проф. В.Н.Измайлова и проф. Б.Д.Сумм, в.н.с.Т.П.Ямпольская; премии им. В.Г.Хлопина – академик Ю.А.Золотов. 11 молодых ученых стали лауреатами конкурсов Фонда содействия отечественной науке. Десятки наших ученых получили различные награды на международных и российских конференциях, выставках. Более 300 человек выезжали за рубеж для научной работы и участия в конференциях.

       Интеллектуальный потенциал наш уникален: 304 человека –профессорско-преподавательский состав, 857 – научный состав. Среди сотрудников факультета – 236 докторов наук и 724 кандидата наук. Только в отчетном году преподавателями и научными сотрудниками факультета защищены 10 докторских и 31 кандидатская диссертация.

       Переоснащение общих практикумов, создание центров коллективного пользования на базе дорогостоящего оборудования открыло качественно новые возможности и перспективы для постановки новых задач в практикумах и проведения научных исследований. Думаю, что в следующем семестре вопрос об использовании нового оборудования в учебном процессе мы должны обсудить на методической комиссии факультета.

       Работая над концепцией развития химического факультета, мы столкнулись с серьезной проблемой. В последние годы в связи с созданием новых факультетов резко возросла нагрузка на наши аудитории и, в первую очередь, на практикумы. Например, через практикум по общей химии проходят более 1000 человек – студенты семи смежных факультетов. Похожая картина в практикумах по аналитической, органической, физической химии. Нагрузка на коммуникации чрезвычайно высокая. Вентиляционная система постоянно выходит из строя и нуждается в срочном капитальном ремонте.

       Виктор Антонович, для сохранения и поддержания в рабочем состоянии практикумов и лабораторий факультета необходимо предусмотреть строительство на новой территории учебного физико-химического корпуса, или ориентировать на это один из 4-х учебных корпусов. В этот учебный корпус нужно вынести все практикумы, лекции и семинары для смежных факультетов. После этого можно будет приступить к последовательной реконструкции и ремонту основного корпуса химического факультета. В современных зданиях химических факультетов университетов развитых стран с учетом профессиональной специфики все коммуникации доступны для инженерно-технических служб, осуществляется централизованная разводка газов, обеспечивается высокая безопасность химических исследований. Деканат, инженерно-техническая служба делают все возможное, чтобы своевременно предупредить неприятные ситуации, возможные при нынешнем состоянии наших коммуникаций, но, к сожалению, не всегда это в наших силах. Наша задача – не только поддерживать факультет, но найти решения, которые позволят привести его внутреннее физическое состояние в новое устойчивое качество. Для этого нужны крупные финансовые вложения. Их нет, но мы должны учиться их находить. За прошедший год несколько возросло наше контрактное и договорное финансирование. Мы искренне благодарны Вам, Виктор Антонович, за Ваше понимание наших проблем и разрешение использовать 20% накладных, отчисляемых в центр, на нужды факультета.

       Месяц назад, 30 марта, мы подписали соглашение о создании совместной межкафедральной лаборатории химического факультета с компанией "Русский алюминий". Соглашением предусмотрено, что компания "Русал" в течение 5 лет выделяет ежегодно примерно 700 тыс. долларов на оборудование лаборатории и примерно 300 тыс. долларов на учебно-научную и организационную деятельность. Более подробно о планах лаборатории расскажет в конце нашего заседания ее заведующий на общественных началах, профессор Антипов Е.В. Динамично развивается кафедра химической технологии и новых материалов и технологий, созданная в отчетном году, и Институт новых углеродных материалов и технологий – руководитель проф. В.В.Авдеев. Каждый из нас должен стремиться максимально эффективно использовать свои научные достижения на благо химического факультета и Московского университета.

       Дорогие коллеги, пользуясь моментом, хочу еще раз обратить внимание на одну нашу профессиональную проблему – проблему безопасности. В течение прошедшего года факультет постоянно находился под прессом экологической полиции из-за обнаруженной в начале апреля 2004 г. повышенной концентрации ртути. Отдел охраны труда и техники безопасности при постоянном участии Аналитического центра химического факультета проделал огромную работу по обнаружению и ликвидации ртутных загрязнений. Сейчас проблема решена, и претензий к нам нет. В соответствии с приказом ректора, мы ввели должность зам. декана по безопасности, на нее назначен доцент кафедры неорганической химии А.И.Болталин. Прошу всех руководителей кафедр, служб, отделов факультета уделять проблемам безопасности повседневное внимание.

       За прошедший год численность сотрудников практически не изменилась: год назад работали 1834 штатных сотрудника, по данным на апрель этого года – 1832 человека. В связи с юбилеем университета достижения ученых факультета широко освещались в печати, на радио и телевидении. Большая группа наших сотрудников получила правительственные и ведомственные награды, благодарность ректора. Мы должны и в дальнейшем достойно отмечать трудовые достижения наших коллег.

       Завершая свой отчет, хочу отметить, что через 11 дней мы будем отмечать выдающуюся дату в истории нашего Отечества – 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это светлый и дорогой праздник для каждого гражданина России. Ветераны - химики к 60-й годовщине Победы выпустили прекрасную книгу "Великая война и ее великие воины". Хочу от имени всех присутствующих выразить благодарность нашим фронтовикам – ветеранам за этот подарок, пожелать им доброго здоровья и долгих лет жизни. Поздравляю всех с наступающими праздниками и надеюсь, что 5 и 6 мая все наши кафедры вместе с нашими студентами примут участие в традиционных митингах у стелы погибшим химикам и у университетской стелы возле 1-го гуманитарного корпуса.

       Прошедший год – год 250-летия нашего родного университета – еще раз продемонстрировал нашей стране и миру величие, достоинство и особое предназначение Московского университета, особое место, которое по праву принадлежит университету в истории нашей страны, мирового образования и науки.

       Я глубоко благодарен коллективу факультета, ученому совету, особенно моим заместителям, за активное участие в решении многочисленных проблем деятельности нашего факультета. Отдельные, искренние слова благодарности хочу сказать нашему ректору.

       Дорогой Виктор Антонович, это мой 13-й отчет о деятельности химического факультета. За прошедшие 13 лет в разных ситуациях, и радостных, и грустных, я всегда чувствовал Ваше внимание, поддержку и конкретную помощь химическому факультету. Не сомневаюсь, что все мы будем и впредь также самоотверженно служить родному факультету и первому Российскому университету.

       Благодарю за внимание.

       Декан Химического факультета,

       Академик РАН В.В.Лунин

       29.04.05


Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору