ChemNet
 
Химический факультет МГУ

Отчет декана Химического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова
академика В.В.Лунина на Ученом совете 12.04.2002 г
"О деятельности Химического факультета
с 12 апреля 2002 г по 28 апреля 2003 г"

Глубокоуважаемый Виктор Антонович! Глубокоуважаемые члены совета, коллеги!

В своем сегодняшнем отчете я остановлюсь на наиболее важных проблемах и достижениях в жизни нашего факультета за прошедший год. Прежде всего хочу сообщить, что утвержденный ученый советом план работы полностью выполнен.

Деканат, приемная и предметные комиссии, отдел нового приема организованно и профессионально провели прием на 1-й курс. Благодаря созданной нами системе отбора и подготовки абитуриентов, мы поддерживаем стабильный в течение последних лет конкурс - 3 человека на место (слайды 1 и 2). Мы считаем, что увеличение конкурса принципиально мало что изменит в качестве наших студентов. Тем не менее, деканат и отдел нового приема во главе с доцентом В.В.Ереминым активно поддерживают традиционные формы работы со школами России. Такая работа ведется в течение всего года. В результате география наших первокурсников в 2002г. аналогична предшествующему периоду: 47% - Москва и - Московская область, 53% из 59 других районов России и СНГ.

В этом году Минобразование ввело некоторые изменения в Правила приема в вузы. В частности, призеры Российских и Международных олимпиад могут быть зачислены без вступительных экзаменов. На прошлой неделе в Чебоксарах состоялась Всероссийская олимпиада школьников по химии. По результатам этой олимпиады 25 призеров могут стать нашими студентами. С 4 по 11 мая 2003 г в Пущине мы проводим 37-ю Международную Менделеевскую олимпиаду по химии. Организация Менделеевской олимпиады в этом году осложнена отказом в марте месяце со стороны органов образования Украины проводить олимпиаду в Киеве, как это было обещано ранее. Потребовались серьезные усилия со стороны нашего оргкомитета, жюри и методической комиссии, чтобы олимпиада все-таки состоялась. Мы с Виктором Антоновичем обратились в ЮНЕСКО, к президенту компании "Русский алюминий" О.В.Дерипаске оказать финансовую поддержку, и мы ее получили. Нам помогли также ООО "Реахим", ChemBridge, наши выпускники В.Кульков и О.Крюков. Мы сердечно всем им благодарны, им благодарны - 140 участников и руководителей команд из 14 государств содружества и Балтии. К сожалению, не смогла найти возможность направить команду Грузия. Все другие государства просили нас разрешить участвовать в олимпиаде дополнительному числу школьников. Высокая популярность Менделеевской олимпиады в бывших республиках Советского Союза свидетельствует о многом.

Недавно мы договорились с деканом физического факультета профессором В.И.Трухиным о возобновлении с будущего года олимпиады школьников стран СНГ и Балтии по физике. Думаю, было бы очень правильно и своевременно, Виктор Антонович, если бы и другие факультеты нашего университета включились в эту работу под эгидой Евразийской ассоциации университетов, департамента МИД и Комитета Госдумы по работе с соотечественниками в странах СНГ и Балтии. Тогда, может быть, и Минобразования проявило интерес к этому движению. Сегодня я хочу от имени Ученого совета факультета высказать слова благодарности за огромную работу по организации и проведению химических олимпиад школьников нашим коллегам: О.В.Архангельской, Ю.А.Устынюку, В.И.Теренину, С.С.Чуранову, А.И.Жирову, М.Д.Решетовой, О.К.Лебедевой, В.В.Загорскому, И.А.Леенсону, О.Н.Рыжовой, И.А.Тюлькову, В.В.Еремину, А.К.Гладилину, Н.Б.Зорову, студентам и аспирантам, лаборантам и инженерам наших общих практикумов.

В своем отчете год назад, я обращал внимание членов совета на те серьезные разрушительные моменты, которые несет в себе концепция модернизации Российского образования, упорно продвигаемая Минобразования. В отчетном году нам пришлось резко выступить против образовательных стандартов, представленных комиссией Минобразования. В результате совместных усилий Ученого совета МГУ и РАН предлагавшиеся стандарты не были приняты даже за основу. После продолжительной работы новой группы по подготовке стандарта, одним из руководителей которой был наш замдекана профессор Н.Е.Кузьменко, был предложен образовательный стандарт по химии, соответствующий современному уровню химической науки и образования. Мы решили на этом не останавливаться и написать комплект учебников по химии для учащихся 8-11 классов. Учебник для 8 класса в ближайшее время выходит из печати, завершается работа над учебником для 9 класса. Надеюсь, что к 250-летию МГУ мы завершим эту работу. Важнейшая проблема нашего времени - сохранение качества образования. В своем прошлом отчете я говорил о необходимости развития устойчивых связей с сильнейшими общеобразовательными учебными центрами России. Почти год мы готовили учредительные документы - договор и Устав. С удовлетворением сообщаю Вам, что неделю назад, 21 апреля в здании администрации Брянской области состоялась Учредительная конференция по созданию Союза лицеев центральных областей России. В Союз вошли элитные лицеи Брянской, Волгоградской, Орловской, Калужской, Смоленской, Тульской, Белгородской областей. В качестве учредителей выступили МГУ им.М.В.Ломоносова, Российская академия наук, администрации и лицеи названных областей России (слайд 3). Мне выпала честь подписать договор от РАН. Выступая на конференции, 1-й зам.полномочного представителя РФ в Центральном федеральном округе А.Ю.Федоров сказал, что создание союза лицеев - выдающееся событие в Российском образовании и он уверен, что в ближайшее время, после обсуждения этого вопроса с Президентом России, будет создан Союз лицеев РФ. Руководители делегаций из лицеев отмечали, что необходимо в статусе о деятельности Союза подчеркнуть, что в лицеях дети учатся с удовольствием, никакой перегрузки не испытывают и стремятся получить хорошее образование. Выступавшие много теплых слов благодарности и уважения высказали в адрес Московского университета и нашего ректора В.А.Садовничего. Прозвучало общее мнение, что ни одну из проблем (борьбу с коррупцией, равный доступ к образованию и т.д.) ЕГЭ не решает. Все учредители получили на память колокольчики, изготовленные на Дятьковском хрустальном заводе Брянской области. По поручению Совета Союза лицеев разрешите, Виктор Антонович, вручить Вам этот памятный сувенир.

Дорогие коллеги! На прошлом заседании Ученого совета мы утвердили наших выпускников, рекомендованных в аспирантуру. В прошлом голу были рекомендованы 134 человека. В этом году Ученый совет принял более строгий критерий - ни одной тройки за пять лет обучения. Таких оказалось - 125 человек. Эти показатели свидетельствуют о серьезном, ответственном отношении наших студентов к учебе. Такого числа выдающихся студентов в других университетах нет. Это будущее нашей науки и интеллекта страны. И вдруг в последние недели к нам с Николаем Егоровичем стали приходить ребята и с волнением говорить, что сразу после защиты дипломов их намерены призвать в армию. Об этом им сказали на военной кафедре. Более того, военные как будто теперь требуют подписывать контракт не на три года, как было раньше, а на 5 лет. Такая ситуация прямо направлена на обязательный призыв. В среду на совещании деканов Виктор Антонович строго указал начальнику факультета военного обучения на недопустимость подобных действий с их стороны. Ректор направил письмо начальнику Генштаба Квашнину с изложением позиции Московского университета.

В апреле прошлого года мы с вами говорили о целесообразности подготовки программы и учебного плана по переходу на многоуровневую подготовку специалистов. Пока в этом направлении сделано немного. Деканат создал группу из наших уважаемых, известных педагогов-ученых, попросил подготовить предложения, но развития этой идеи не последовало. Недавно я информировал вас, что в плане подготовки к 250-летию университета Правительство приняло Постановление, в котором узаконено соотношение преподаватель-студент - 1:4. Это очень важное событие в нашей жизни. Тогда же я просил зав.кафедрами представить в деканат модель развития кафедры в вашем видении. До сегодняшнего момента никто не откликнулся. Я должен извиниться и попросить Вас, Виктор Антонович, продлить этот срок до конца мая. Мы постараемся за этот период подготовить согласованный вариант по нашему факультету. Надеюсь, все присутствующие понимают, что учеба в Московском университете, в том числе на химическом факультете - это не только получение высшего профессионального образования , но и формирование всесторонне развитой личности гражданина нашей Родины.

Предлагаю вашему вниманию некоторые результаты опроса мнения наших студентов о их учебе и жизни на факультете и в МГУ. В следующих таблицах обобщены результаты опроса, накануне сегодняшнего отчета, 211 студентов второго и четвертого курсов: 122 человека с 2- го курса и 89 с 4-го. Из представленной таблицы видно, что на вопрос, что студенты больше всего ценят из возможности учиться в МГУ на химическом факультете- и этот ответ не случаен- высокую профессиональную подготовку (слайд 4). Естественно, что среди студентов 4 курса это ответ намного выше по сравнению со второкурсниками. Существенно, на наш взгляд, что 28% опрошенных студентов ( 4 курс -31%) считают, что учеба на химическом факультете способствует повышению общей культуры студентов. Подавляющее большинство - 87% считают, что учебный процесс на факультете организован впоне эффективно. Лишь 8% опрошенных студентов отметили неудовлетворенность организацией учебного процесса на факультете (слайд 5). И это серьезный сигнал для нас, над которым следует задуматься. Какие же недостатки видят студенты в организации учебного процесса. Как видно, больше всего нареканий у студентов вызывает существующее расписание - не удовлетворены больше трети студентов (слайд 5). Об этом же нам говорили студенты во время встречи в общежитиях две недели назад.

Многие студенты считают, что необходимо совершенствовать учебные планы за счет сокращения числа "ненужных", на их взгляд, учебных дисциплин. К их числу (которые следует снять) студенты относят :"защиту населения", историю химии (при этом курс "Введение в историю и методологию химии" практически все считают очень важным), кристаллохимию.

Серьезность отношения наших студентов к выбору профессии подтверждается их мнением о том, что важнейшее значение для будущего трудоустройства имеет качество обучения . Важное значение студенты при решении вопросов будущего трудоустройства придают проблеме приобретения практических навыков и опыта работы. По мнению 18% опрошенных, совмещение учебы с работой в лабораториях является важнейшим условием поиска места будущей работы.

На вопрос, каковы жизненные планы студентов(слайд 6) после получения диплома , почти 60% четверокурсников и 42 % второкурсников дали прогнозируемый деканатом ответ - продолжить обучение в аспирантуре. Этот ответ полностью согласуется с высоким конкурсом при получении рекомендаций и поступлении в аспирантуру. Около половины опрошенных студентов совмещают учебу с работой. Причем число работающих на 2-м и 4-м курсах практически не отличается.

Отрадно отметить , что кафедры активно помогают студентам получить финансовую поддержку на факультете - более трети (почти 40%) работающих студентов имеют заработок в лабораториях факультета. Этот факт, безусловно, способствует качественному профессиональному росту наших выпускников.

Важную роль в жизни и учебе играет общая моральная атмосфера в группе, в общежитии, на факультете в целом. Приблизительно 80% студентов положительно оценивают отношения в группе и атмосферу на факультете. В то же время ~ 16% опрошенных считают, что ощущается отчуждение, хотя враждебности нет. Половина опрошенных проживает в общежитии: 44% - в главном здании, 40% - в ФДС, 9% живут в ДСК и 7% в ДАС'е. Нередко у студентов возникают конфликты с администрацией общежитий. Студенты, проживающие в ФДС , больше всего недовольны отсутствием условий для отдыха и проведения досуга (52%), а проживающие в ГЗ - плохими условиями для занятий (39%). Вызывает много нареканий большое количество посторонних, проживающих в ГЗ. Довольно часты в общежитиях случаи краж. Я еще раз обращаюсь к заведующим кафедрами, преподавателям: посещайте общежитие, рассказывайте студентам о наших традициях, истории Московского университета и факультета. В нашем внимании особенно нуждаются студенты младших курсов. Кто из присутствующих интересовался проблемой свободного времени студентов? Между прочим, лишь 13% опрошенных ответили, что у них нет свободного времени. Остальные студенты при всей напряженности учебного плана находят время для любимых занятий и увлечений (слайд 7). Чем же увлекаются наши студенты? Как и все предыдущие поколения студентов , нынешняя молодежь выше всего ценит общение с друзьями.

Для формирования личности существенно, что чтение, по-прежнему, остается приоритетным занятием студентов. Естественно, что старшекурсники читают заметно больше, чем второкурсники. Возрастает интерес к занятиям спортом, причем в этом направлении заметно активнее студенты 4 курса. Два года назад мы возродили Спортсовет на факультете. Очевидно и деканату, и профкому следует больше внимания уделять его деятельности.

В последние годы нас очень беспокоило увлечение студентов компьютерными играми. К счастью, первая волна постепенно сошла. Данные таблицы показывают, что приблизительно четверть опрошенных придают большое значение отдыху за играми - не только компьютерными, но и шахматами, бильярдом и т.д. Около 18% студентов занимаются художественным творчеством - играют на музыкальных инструментах, пишут стихи и т.д. На высочайшем профессиональном уровне в ноябре месяце в ДК МГУ был представлен традиционный "Капустник" для первокурсников - "Тревожный звонок". Таким образом, как и во все времена , наши студенты - активные люди и заполняют свободное время вполне полезными занятиями.

Известно, что в последнее десятилетие в нашем обществе довольно широко распространилось потребление наркотиков (слайд 8). С первой встречи на 1-ом курсе я предупреждаю студентов о страшном зле, которое несет употребление наркотиков. В клятве химика также уделено внимание профессиональной опасности и злу , которые будущие химики не имеют права допускать в своей деятельности. Тем не менее, на вопрос , приходилось ли опрашиваемым студентам встречаться в МГУ с человеком, потребляющим наркотики, 42% ответили положительно (34% - на 2 курсе и 53% - на 4 курсе). На вопрос о том, приходилось ли каждому из них попробовать наркотики, четко отрицательно ответили 73% (72% - 2 курс, 74% - 4 курс). Четко положительно ответили 21% опрошенных на вопрос : "Если пробовали наркотики, то это было..." Показатели кажутся малыми (2-3%), но мы должны помнить, что это молодые люди , подвергающие себя смертельной опасности . Все мы должны вести непримиримую борьбу с этим злом , чаще интересоваться жизнью студентов , их отношениями с друзьями, с родителями. Ведь больше половины наших студентов живут в общежитиях. Приведу следующее высказывание студентки 4 курса: "Думаю, что хорошо было бы, если бы у каждой группы с 1 курса был свой куратор группы, чтобы к нему могли обратиться за психологической поддержкой и с другими проблемами студенты , особенно которые оказались одни в чужом городе, в новой жизни - иногородние студенты , проживающие в общежитии. Ведь очень часто учебе мешают внешние воздействия. И хорошие умные ребята, но не подготовленные к самостоятельной жизни , вылетают из МГУ. Москвичи под крылышком у родителей - им легче". Безусловно, институт кураторов полезен и важен , особенно на младших курсах, для создания хорошей моральной атмосферы в группах. Но уж если у нас соотношение преподаватель: студент = 1: 4, то нужно стремиться к тому, чтобы каждый педагог осуществлял воспитательную функцию, а не просто роль сухого носителя информации. Сейчас для этого очень подходящее время - на будущий год исполнится 75 лет факультету, а еще через 1,5 года - 250 лет нашему университету. У нас славная традиция - чтить имена великих предшественников, основателей и продолжателей научных школ. Только в прошлом году мы провели юбилейные конференции, посвященные В.И.Спицину, А.Н.Фрумкину, 70-летию кафедры коллоидной химии. Сегодня параллельно с заседанием Ученого Совета в ЮХА проходит конференция, посвященная великому физико-химику Гиббсу. Осенью мы будем отмечать юбилейные даты , связанные с И.П. Алимариным, И.В.Березиным и Я.И.Герасимовым. Эта память, непрекращающаяся связь поколений - очень необходимая и важная составляющая истории Московского университета.

Дорогие коллеги! В прошедшем году много сделано для укрепления материальной базы наших практикумов. Благодаря поддержке и помощи нашего ректора , мы приобрели и ввели в строй ряд новых аналитических приборов в общих практикумах по органической, неорганической, физической химии, в практикуме кафедры ВМС. В центре магнитной томографии и ЯМР-спектроскопии МГУ недавно запущен в работу единственный в Москве ЯМР-спектрометр на 600 МГц. В ближайшее время В.А.Садовничий и В.И.Покровский (Президент РАМН) проведут официальную церемонию введения в строй этого, очень нужного многим факультетам комплекса. Поступает оборудование, приобретенное по первому траншу Германского кредита. Небольшое, но необходимое в повседневных лабораторных работах оборудование закуплено в практикумы аналитической и органической химии за счет средств Менделеевской олимпиады. В ближайшие недели пополнится новым оборудованием общий практикум по коллоидной химии. Это обновление наших практикумов - исполнение наших планов по качественному улучшению экспериментальной базы подготовки химиков-исследователей. Деканат постоянно стремится к повышению устойчивости учебно-научного процесса. Мы используем любую возможность , чтобы вести ремонт наших практикумов, коммуникационных сетей факультета , аудиторий. Мы постоянно развиваем контракты с ведущими химическими зарубежными и отечественными компаниями (слайд 9). Впервые в постсоветской истории факультета профессор Е.В.Антипов заключил контракт с "Русским алюминием" на 75 тыс.долларов в год. Мегапроект, представленный коллективом во главе с профессором В.В.Авдеевым, занял первое место в конкурсе Минпромнауки. При поддержке ректора и Ученых советов факультета и университета учрежден Институт новых углеродных материалов и технологий. В последние дни мы с В.И.Штепой, проректором В.В.Белокуровым и руководством компании "СhemBrige Corp." провели активную работу по реализации давнего проекта, связанного с надстройкой дворового корпуса. В пятницу, 18 апреля, наш факультет посетил Ю.М.Лужков с министрами Правительства Москвы . В течение 2,5 часов он внимательно знакомился с достижениями кафедры химической энзимологии по созданию новых биосенсоров и топливных элементов.

В результате уже на прошлой неделе мы получили Постановление комиссии по науке по реализации обсужденных научных проектов, подписанное академиком О.М.Нефедовым и утвержденное Ю.М.Лужковым. Я призываю всех заведующих кафедрами, наших ученых активнее внедрять свои достижения в финансируемые проекты. Другого пути для устойчивого развития науки у нас нет и не будет. У нас для этого есть все возможности. Только за отчетный период у нас защищены ~ 10 докторских слайды (10 и 11) и десятки кандидатских диссертаций.

Общая численность сотрудников по данным отдела кадров факультета (слайд 12) - 1840 человек (954 - женщины. 586 - мужчины), включая внешних совместителей. На факультете работают : 232 доктора наук, 720 кандидаты наук, 12 академиков и 4 чл-корр. РАН, 105 человек имеют звание профессора, 112 - звание доцента.. Я не буду детально останавливаться на наших научных достижениях и финансовой деятельности факультета. Об этом подробно доложили на предыдущих заседаниях совета мои заместители: профессор А.В.Анисимсов и доцент В.И.Штепа. Скажу лишь о некоторых проблемах , которые на мой взгляд, требуют более активной реализаци. Проведенная недавно совместно с компанией "Innocentive" конференция показала, какие огромные возможности заложены в информационных сетях и технологиях. В отчетном году в учебно-научном процессе активно использовались новейшие информационные технологии. На факультете восьмой год функционирует созданный и развиваемый Б.И.Покровским с сотрудниками крупнейший и признанный одним из лучших в России сайт по химии "Chemnet". Мы оказываем постоянно методическую помощь многим центрам в Москве и других регионах России.

В то же время из-за позиции Минобразования МГУ не может участвовать в проектах Минобразования по внедрению информационных технологий в образование в средней и высшей школе, на которые выделяется очень большое финансирование. Несмотря на это, деканат намерен в течение года завершить работу по модернизации информационной сети факультета.

В отчетном году достижения ученых , многие инициативы факультета регулярно освещались в средствах массовой информации. О нас писали: "Моя Москва", "Университет и школа", "Известия", "Поиск", "Московские новости", "Московская правда", "Брянский рабочий", "Российская газета", "Литературная газета", ряд изданий в Швеции, во Франции, Германии. Деканат много сделал в развитии международных связей.

Глубокоуважаемые члены Совета, на этом я завершаю свой краткий отчет. В заключение хочу сказать, что в прошедшем году мы с вами сделали много добрых дел во благо химического образования , науки, сохранения и развития университетских традиций. Наш замечательный факультет с внешней стороны стал таким же чистым и красивым, как 50 лет назад, когда впервые двери нового комплекса МГУ открылись для студентов и сотрудников университета. Но нужно приложить немало усилий , чтобы к 250-летию университета восстановить облицовку вентиляционных колонн, факультетских лестниц, внутренних переходов, коридоров и других участков, которые составляют лицо и образ ведущего учебно-научного центра России и мира в области химического образования и науки.

Заседание Ученого совета с отчетом декана о деятельности за прошедший год - удобный повод, чтобы сказать слова глубокой, искренней благодарности всем вам, моим заместителям, работникам служб и отделов, студентам и аспирантам за помощь и поддержку, за все, что вы делаете для химического факультета и Московского университета.

Особые слова благодарности приношу нашему ректору В.А.Садовничему за повседневную помощь в решении многих наших проблем, за внимательный, доброжелательный, университетский стиль взаимоотношений , существующий в Московском университете.

Уверен, что все вместе мы и дальше будем достойно и ответственно служить Московскому университету.

Благодарю за внимание.
Декан Химического факультета МГУ,
академик РАН, профессор В.В.Лунин


Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору