ChemNet
 
Химический факультет МГУ

Отчет декана Химического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова
академика В.В.Лунина на Ученом совете 12.04.2002 г
"О деятельности Химического факультета
с 26 апреля 2001 г по 12 апреля 2002 г"

В.В. Лунин

Глубокоуважаемые члены совета, коллеги!

Прошедший со времени моего прошлого отчета год жизни коллектива химического факультета, безусловно, можно считать достаточно спокойным и успешным. Деятельность деканата и Ученого совета осуществлялась в соответствии с планами работы советов факультета и Московского университета.

Традиционно организованно работали учебный отдел и отдел по новому приему по подготовке и проведению вступительных испытаний на факультет. Заместитель декана по учебной работе профессор Н.Е.Кузьменко и руководитель отдела по новому приему доцент В.В.Еремин широко информировали школьников России, стран содружества и Балтии о сложившейся системе приема на факультет. Предметные комиссии по химии, математике и физике уже в конце сентября подготовили варианты заданий заочного тура олимпиад, опубликовали их в доступных учащимся и учителям изданиях: "Химия в школе", "Учительская газета", "Химия и жизнь. XXI век" и ряде других. В середине мая в очном туре участвовали 536 школьников из 80 регионов России, 13 стран содружества.

В результате первый курс приема 2001 года представлен выпускниками следующих районов России и других государств: 75 - Москва, 27 - Московская обл., 105-58 других регионов России, 18-СНГ (Таблица 1).

Как и в предыдущие годы, среди первокурсников заметное место занимают победители химических олимпиад. Призеры 35-й Международной Менделеевской и участники 33-й Всемирной химических олимпиад были зачислены без вступительных испытаний.

35-я Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии проходила с 2 по 10 мая в Москве. В ее подготовке и проведении активно участвовали исполнительный директор
Некоммерческого партнерства "Содействия химическому и экологическому образованию" (в предыдущие годы "Ассоциация по химическому образованию") Е.С.Ротина, главный редактор журнала "Химия и жизнь. XXI век" Л.Н.Стрельникова, профессора, преподаватели, научные сотрудники, студенты химического факультета: Ю.А.Устынюк, В.Б.Голубев, В.И.Теренин,
О.В.Архангельская, М.Д.Решетова, С.С.Чуранов, А.И.Жиров, И.А.Тюльков, О.К.Лебедева, В.В.Загорский, И.А.Леенсон, О.Рыжова, С.Дружинин, А.Зайцев, О.Вязев. К сожалению, Минобразования России никакой финансовой поддержки этой олимпиаде не оказывает. Финансирование, организация, проведение олимпиады полностью лежит на плечах ее организаторов. Хочу отметить, что 35-я олимпиада состоялась, благодаря финансовой поддержке со стороны ректора Московского университета. Огромное Вам спасибо, Виктор Антонович, за эту поддержку, за Ваше участие в заключительном этапе олимпиады-награждении победителей, встрече с учителями, дипломатическими представителями стран-участниц олимпиады. Существенную финансовую поддержку олимпиаде оказали наши выпускники: В.Кульков, О.Крюков, Е.Неймеровец, Г.Березкин. Большинство из них - в прошлом участники и призеры химических олимпиад.

Менделеевская олимпиада - исключительно важное международное событие в сфере химического образования школьников стран СНГ и Балтии. Для лучших из них - это единственная реальная возможность бесплатно учиться в лучших российских химических вузах. Менделеевская олимпиада несет важнейшую гуманитарную миссию, способствуя сохранению русского языка как универсального средства общения между молодежью разных стран.

Во многих новых государствах на территории бывшего Советского Союза организованы десятки турецких лицеев, предпринимаются попытки искоренения и забвения русского языка. В то же время русский язык должен сохраняться и развиваться в соседних с Россией государствах, прежде всего как язык знаний, многих наших общих традиций, язык великой культуры. Приведу письмо профессора А.Хотамова, руководителя команды республики Таджикистан. Обращаясь ко мне и Ю.А.Устынюку с просьбой наградить участника Таджикской команды Парвиза Турсунова дипломом 3-ей степени, профессор А.Хотамов пишет: "В настоящее время система образования Республики находится в очень плохом состоянии и нам кажется, что успех Парвиза, в какой-то степени, изменит отношение руководства страны к образованию и детей к учебе. Успех Парвиза - это гарантия участия нашего государства на Менделеевских олимпиадах в последующие годы. Лично мне не хотелось бы, чтоб Парвиз уехал учиться в Турцию, а не в МГУ. Я уверен, что в будущем году мои ученики займут минимум второе место. Я уверен, что Парвиз будет одним из лучших студентов химического факультета и положит начало долговечного и плодотворного сотрудничества между химиками Таджикистана и МГУ. Парвиз Турсунов - наш студент. Он успешно сдал свою первую сессию и очень ответственно относится к учебе в университете. Таких примеров могу привести много. Из Таджикистана - это первый за последние 15 лет студент на нашем факультете. Думаю, все мы хорошо понимаем, насколько важна и необходима для развития нормальных отношений между странами СНГ, как и всеми другими государствами подготовка кадров для этих государств в Московском университете.

В этом году 36-я Менделеевская олимпиада состоится в Казахстане на базе химического факультета КазГНУ им.Аль-Фараби. Президент Казахстана, почетный профессор МГУ Н.А.Назарбаев поручил Правительству Казахстана предусмотреть в бюджете государства средства на прием всех участников олимпиады. К сожалению, российская делегация и белорусская до сих пор не имеют никаких средств для поездки в Алма-Ату. В то же время ясно, что если мы не будем прилагать невероятные усилия для обеспечения проведения этой олимпиады, то последняя предметная, бывшая Всесоюзная олимпиада школьников, тут же уйдет в прошлое . Многие проблемы, о которых я рассказал в связи с Международной Менделеевской олимпиадой относятся и к организации Всероссийской химической олимпиады. Она состоится 22-28 апреля в Великом Новгороде.

Химическая олимпиада г. Москвы и Московской области состоялась в марте на химическом факультете. В ее подготовке и организации, как всегда, главную роль играет профессор, главный научный сотрудник Н.Б.Зоров.

В течение отчетного периода мы не раз обсуждали на Ученом совете упорно продвигаемую Минобразования "Концепцию модернизации образования". Все вы, наверное, помните, с какими удовлетворением и надеждой мы восприняли решение Госсовета по этому вопросу, принятое в августе прошлого года под председательством Президента В.В.Путина. И что же мы видим сегодня в принятом Постановлении Правительства по этому вопросу? Практически все то же, что и до заседания Госсовета - единый государственный экзамен, ГИФО, образовательные области вместо предметного обучения, госстандарты вместо учебных планов и программ. По нашей инициативе комиссия по образованию при Президиуме РАН дважды слушала министра по планам модернизации. И ни один из членов академии, ни один академик-секретарь не поддержали позицию Министерства. Кто из присутствующих может представить, как нужно преподавать образовательную область естествознание? Где учителя по этой области?

Тесты единого государственного экзамена по химии некорректны, многие вопросы сформулированы с серьезными ошибками и не имеют положительного ответа на них. Разрушительные последствия для всей системы Российского образования, заложенные в предлагаемую концепцию модернизации, очевидны.

В течение этого года мне удавалось неоднократно в разных СМИ выразить мнение наших ученых , Ученого совета МГУ против ряда положений концепции Министерства, но никакого отклика со стороны Министерства не прозвучало. Думая о будущем с учетом изложенной ситуации, мы должны совершенствовать и постоянно развивать сложившиеся творческие связи со школами России. Нам хорошо известны школы, лицеи, гимназии, где обеспечено высокое качество образования. Посмотрите, пожалуйста, на следующую таблицу: (Таблица 2).

Например, из Брянского лицея № 1 на факультеты МГУ поступили за последние три года > 60 выпускников, причем почти половина из них учится успешно на нашем факультете. В ноябре прошлого года ректор университета В.А.Садовничий и руководство названного лицея подписали договор о сотрудничестве. Мы обсудили с руководством ряда областей России, где есть сильные общеобразовательные учебные центры, идею о создании ассоциации лицеев России. Учредителями такой ассоциации могут стать МГУ, РАН и Минобразования. Наш ректор также поддерживает эту инициативу. Выше я говорил о активности правительства Турции по созданию в странах Закавказья, Средней Азии, Молдове турецких лицеев. Считаю, что совершенно необходимо открыть во всех государствах СНГ русскоязычные школы для одаренных детей, положив в основу их деятельности учебный план Колмогоровского интерната - СУНЦ МГУ. Учредителями этих школ могли бы стать МГУ, Евразийская ассоциация университетов, РАН, национальные академии наук СНГ.

Дорогие коллеги! В декабре прошлого года на заседании совета мы пришли к мнению о необходимости дальнейшего совершенствования учебного плана факультета. Как правило, большая часть студентов учится ответственно и успешно. Так, например, в этом году заканчивают факультет 200 человек (Таблица 3).

Комиссия по рассмотрению рекомендаций кафедр в аспирантуру провела анализ представленных кандидатов и рекомендовала к участию в конкурсе 134 выпускника! Таким образом, в этом году мы будем иметь реальный конкурс, поступят сильнейшие. В настоящее время в аспирантуре факультета обучаются 275 человек. Деканат, Ученый совет, кафедры факультета в течение 10 лет неоднократно обсуждали целесообразность перехода на многоуровневую систему подготовки химиков: бакалавр-специалист-магистр. Исключительно важно, что ректорат и Минобразования с пониманием подходили к решению этой проблемы. Очевидно, наступает момент, когда мы должны не формально, а ответственно и разумно предложить и принять план многоуровневой подготовки химиков. Учебно-методическое объединение по химии университетов России за это время подготовило программы подготовки бакалавров-химиков, обновило все программы подготовки специалистов и по многим направлениям химии для классических университетов России приняло магистерские программы.

Думаю, новому составу деканата необходимо в мае-июне совместно с зав.кафедрами и методической комиссией факультета внимательно обсудить этот вопрос и наметить стратегию его решения. Дальше, оставаться в стороне от перехода на новую систему подготовки, кадров мы не имеем права.

Важнейшей составляющей формирования мировоззрения исследователя-ученого является научная работа студентов в лабораториях кафедр факультета. Выяснение профессиональной области научных интересов студентов в течение пяти последних лет показывает, что примерно половина из них начинают научную работу на кафедрах уже с первого курса, а интерес к конкретному научному направлению формируется в школе. Не могу не привести один интересный пример. Ровно через неделю, 19 апреля, на нашем специализированном совете будет защищать диссертацию на соискание ученой степени кандидата химических наук наш аспирант-заочник Ю.А.Макеев - учитель химии уже упоминавшегося мною Брянского лицея № 1. Интересно, что в выполнении отдельных разделов работы - галогенировании фуллеренов принимали участие ученики Ю.А.Макеева. Поэтому не удивительно, что на открывшейся два дня назад конференции "Ломоносов-2002" на секции химии выступили более 250 студентов.

На прошлом заседании Ученого совета мы вручили дипломы победителям 12 Менделеевского конкурса научно-исследовательских работ студентов младших курсов (1-3) химических вузов России. В этот раз конкурс проводился в форме школы-конференции и был поддержан грантом программы "Интеграция". Жюри конкурса в составе представителей институтов РАН и химического факультета во главе с академиком Ю.А.Золотовым отметило исключительно высокий уровень представленных работ. Уверен, что в ноябре этого года география участников этого важного интеллектуального, творческого конкурса молодых химиков будет еще обширнее.

Созданная нами система отбора студентов позволяет реально любому способному, увлекающемуся химией молодому человеку поступить в университет. Она, действительно, открывает каждому равные возможности стать студентом без какого-либо надуманного единого теста. Если посмотреть географию происхождения наших абитуриентов, то мы видим, что больше половины из них -иногородние и нуждаются в общежитии. В итоге - наши общежития сильно перенаселены, санитарные нормы не соблюдаются. Ежегодно я пишу письма в управление общежитиями, Вам, Виктор Антонович, но положение не улучшается. Боюсь, что скоро нам придется возвращаться к раздельному конкурсу при приеме. Кстати этот момент: состояние общежитии в вузах России вообще не учитывается Минобразования при внедрении единого экзамена. Дорогие коллеги, хочу обратить ваше внимание на важнейшую, необходимую функцию личности педагога-ученого. Подавляющее большинство наших сотрудников безупречно, на самом высоком уровне выполняют свои профессиональные обязанности. Готовить химиков-исследователей - это главное предназначение Московского университета. Но не менее важная сторона нашей деятельности -воспитание достойных граждан нашей страны. Воспитанию студентов на лучших традициях факультета, Московского университета обязаны уделять внимание все, кто работает в университете. К сожалению, для некоторых членов нашего коллектива эта сторона профессиональной деятельности считается необязательной. Я уже отмечал, что большинство наших студентов живут в общежитии. Они нуждаются в вашем внимании к их повседневным проблемам. Вспомните, когда и кто из вас обсуждал эти проблемы со своими студентами.

Деканат хранит сложившиеся ранее и развивает новые традиции в жизни коллектива. В этом году в третий раз поступившие на 1-й курс будут принимать клятву химика. Во всех классических университетах на химических факультетах эта клятва висит на самом видном месте. А все ли наши преподаватели знают о ее существовании?

В течение 7 лет проводится возрожденный деканатом вместе со студентами праздник первокурсника - капустник. ДК МГУ всегда переполнен, но представителей кафедр можно увидеть единицы. В прошедшем году "Капустник-2001" проходил под сюжетом "Химический факультет в Интернете". Это качественно новая форма самодеятельного творчества наших студентов и аспирантов. Традиционно в этом году 6-7 мая мы чествуем ветеранов Великой отечественной войны, работающих на факультете. Их осталось, к великому сожалению, очень немного. В эти дни на митингах мы отдаем дань памяти студентам, аспирантам, сотрудникам, отдавшим свою жизнь за нашу жизнь и свободу. В субботу 11 мая традиционный День химика - день рубидия. Тысячи наших выпускников приходят на праздник. В то же время работающих сегодня профессоров, преподавателей - единицы.

Серьезная проблема, возникающая в последние годы - курение среди студентов. Деканат много сделал и делает, чтобы строго ограничить места, где можно курить. Но ведь с этим злом нужно бороться не только деканату, а каждому сотруднику факультета. При этом огромное воспитательное значение имеет личный пример. Когда я в качестве аргумента против курения говорю, что я сам и никто из моих заместителей не курят - это вызывает искреннее удивление у студентов.

Считаю, что важнейшую воспитательную роль должна играть работа по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 250-летию первого Российского университета. Все лаборатории, кафедры должны еще раз внимательно проанализировать свои страницы в истории химического образования и науки Московского университета, внести уточнения в летопись научных коллективов, чтобы мы могли подготовить и опубликовать максимально объективное обобщение о развитии химии в Московском университете. Исключительно важно донести эту информацию до наших студентов и аспирантов. Великие
свершения наших предшественников должны быть примером для нынешних и будущих поколений. Следует предложить студентам и аспирантам выступить с лекциями в своих школах о роли Московского университета в развитии образования, науки и культуры в нашей стране и в мире.

Работа по подготовке к 75-летию факультета и 250-летию университета должна вестись на кафедрах постоянно.

Важнейшее место в подготовке химиков занимает эксперимент, практикумы. В прошедшем году кое-что сделано для обновления материальной базы наших практикумов. Но этого явно недостаточно. Слишком много лет мы работаем на старом, выработавшем давно свой ресурс, оборудовании. Руководителям кафедр и лабораторий следует активнее развивать сотрудничество с фирмами, химическими кампаниями, искать любые возможности для обновления экспериментальной базы наших практикумов и лабораторий.

В последние три года с участием ректората мы постепенно ведем ремонт наших общих практикумов. Деканат использует любые возможности, чтобы сделать факультет чище и светлее. Средств, конечно, не хватает. Ректор приложил огромные усилия для реконструкции главного здания университета. Сегодня мы видим как сильно его вид отличается от химического и физического факультетов. Очень надеюсь, Виктор Антонович, что к юбилею университета мы сумеем привести наши факультеты в первозданное состояние, хотя бы с внешней стороны. Несколько лет назад, в конце 90-х годов прошлого века мы надеялись, что многие ремонтные работы удастся выполнить с помощью турецкого кредита. Затем этот кредит где-то затерялся, а совсем недавно я услышал от нашего ректора, что может быть, он все-таки будет предоставлен в какой то части Московскому университету.

Большие надежды на переоснащение нашей экспериментальной базы мы связываем с германским кредитом. Факультет своевременно и строго в соответствии с требованиями вышестоящих инстанций подготовил необходимые документы, и теперь мы ждем, когда будет подписано распоряжение Правительства. Мы полностью поддерживаем принцип подготовки сводной заявки, принятый по предложению ректора на совещании деканов: прежде всего общие практикумы, затем центры коллективного пользования.

Особо хочу остановиться на новом проекте ректора, реализуемом в соответствии с его предвыборной программой. Речь идет о междисциплинарных - межфакультетских проектах. В этом году подведены итоги 2-го конкурса. Химический факультет получил семь проектов, в которых является головным, и ряд проектов, где мы соисполнители. Этот факт полностью соответствует месту и роли химической науки и образования в современном естествознании. Я не буду подробно говорить о нашей научной деятельности, поскольку месяц назад мой заместитель, профессор А.В.Анисимов подробно отчитывался по этому вопросу перед Ученым советом. Скажу лишь, что отчетный год был исключительно успешным для студентов, аспирантов, сотрудников, профессорско-преподавательского состава. Напомню о "золотом" дожде наград в оценке достижений представителей факультета. Часть из них представлена в следующей таблице. Совсем недавно Президент РАН Ю.С.Осипов вручил премию РАН им. академика В.А.Каргина к.х.н. Бобровскому А.Ю., к.х.н. Бойко Н.И. и д.х.н. профессору Шибаеву В.П. за цикл работ "Светоуправляемые жидкокристаллические полимеры" и премию им. академика Н.Д.Зелинского д.х.н. профессору Караханову Э.А. за цикл работ "Создание супрамолекулярных каталитических систем для органического и нефтехимического синтеза". Факультет по-прежнему занимает ведущее место в конкурсе грантов РФФИ, ведущих научных школ, вырос объем хоздоговорных работ. Вместе с тем интеллектуальный потенциал наших ученых используется лишь в малой степени. Давайте посмотрим на кадровый состав факультета. Он уникален. Среди преподавателей и научных сотрудников: 11 академиков РАН, 4 чл.-корр. РАН, 219 докторов причем лишь 10 из них моложе 45 лет и 733 кандидата наук. среди преподавателей - 82 профессора, 146 доцентов, 42 ст.преподавателя, 20 ассистентов. В 2001 г сотрудниками факультета опубликовано 5монографий, 17 учебников и учебных пособий, 1023 статьи в отечественных и зарубежных журналах и 1250 тезисов докладов на российских и международных конференциях. С сожалением должен констатировать, что, несмотря на самую большую численность научных сотрудников, по числу публикаций в МГУ мы не первые.

Факультет продолжал развивать международные связи в области образования и науки. В течение года за рубеж командировано 436 человек. К сожалению, число иностранных студентов, обучающихся на контрактной основе, у нас по-прежнему мало по сравнению с другими факультетами МГУ. Платные образовательные услуги составляют незначительную долю в финансовой поддержке учебно-научного процесса. Лишь на прошлом ученом совете мы утвердили три платные образовательные программы, в то время как у наших соседей число таких программ намного больше. Считаю необходимым, чтобы в течение 2002 г каждая кафедра разработала и ввела в действие хотя бы одну такую программу.

Деканат в прошедшем году много внимания уделял программе развития информационной сети факультета. В сотрудничестве с Тюменской нефтяной компанией создан информационный зал в библиотеке факультета. На WWW сервере факультета выставлена полная электронная версия журнала" Вестник МУ", серия "Химия". Работу по развитию сети и информационных технологий необходимо вести более активно. С этой целью целесообразно в ближайшее время подготовить Положение и ввести в структуру химического факультета отдел
информационного обеспечения учебно-научного процесса.

Следует активнее знакомить научную общественность нашей страны с достижениями ученых факультета. Они у нас есть и немалые. На следующей таблице представлен титульный лист журнала физической химии американского химического общества с анонсом статьи завкафедрой химической кинетики академика А.Л.Бучаченко. В конце прошлого года вышел специальный номер журнала "Известия РАН" под редакцией зав.кафедрой химической энзимологии профессора С.Д.Варфоломеева, подготовленный учеными кафедры. У нас есть договоренность с главным редактором журнала "Успехи химии" академиком О.М.Нефедовым о подготовке к изданию в честь 250-летия МГУ двух выпусков "Успехов" с обзорными докладами ученых факультета и выпускников, работающих за рубежом, но поддерживающих постоянные контакты с факультетом.

Глубокоуважаемые члены Ученого совета, мой краткий отчет о деятельности деканата в 2001-2002 г.г. завершен. Но сегодня в моей жизни, особый день. 10 лет тому назад я был избран деканом химического факультета. Это заметный период в жизни человека -руководителя такого большого коллектива, каким является химический факультет. В течение этих 10 лет я всегда чувствовал большую ответственность перед вами, перед коллективом факультета
и старался как мог оправдать оказанное мне доверие. Для меня чрезвычайно важное значение имела и имеет ваша поддержка, оценка моей работы, работы деканата, служб, отделов факультета. Думаю, нам удалось создать стройную систему приема на факультет, с первых
дней нашей деятельности мы стремились активно развивать сотрудничество с Российской академией наук. Стали регулярными совместные обсуждения проблем образования и науки деканами членами совета УМО по химии и членами химических отделений РАН. Я глубоко убежден, что будущее нашей фундаментальной науки в университетах России. Почти 10 лет я являюсь зам.академика-секретаря ООТХ РАН. Неоднократно выступал на общих собраниях отделения с докладами по проблемам науки ихимического образования. По нашей инициативе с академиком А.Е.Шиловым положено начало созданию Подмосковного филиала МГУ. Совместно с химическими компаниями и различнымифондами мы проводим семинары учителей химии по регионам.

В соответствии с решением Ученого совета деканат провел реорганизацию отделов и служб в структуре факультета. Сегодня во всех службах и отделах работают молодые, грамотные, высококвалифицированные специалисты. Именно благодаря их усилиям все вопросы жизнеобеспечения учебно-научного процесса факультета решаются четко и быстро.

Пользуясь случаем, я глубоко и искренне всех благодарю. Я благодарен всем моим заместителям. Особую благодарность хочу выразить В.И.Штепе и Н.Е.Кузьменко, работающим со мной вместе все это десятилетие. Нам всем, а мне больше всех повезло, что в течение всехпрошедших 10 лет я работал в полном взаимопонимании и согласии с нашим ректором В.А.Садовничим. Всегда доброжелательное спокойной отношение к большим и малым проблемам жизни отдельных сотрудников, студентов, либо всего факультета с Вашей стороны, Виктор Антонович, очень помогало в общем-то непростой работе декана. Большое Вам спасибо за этот уникальный стиль взаимоотношений. Думаю, главная задача будущего декана и деканата - сохранить высокую организованность коллектива факультета, обеспечить оптимальные условия для учебы студентов и аспирантов, творческой деятельности каждого сотрудника факультета.

Глубокоуважаемые члены Ученого совета, сегодня Вам предстоит избрать нового декана. Так случилось, что все кафедры выдвинули вновь мою кандидатуру. Для меня такое доверие коллектива - самая высокая честь, которая может быть оказана человеку. Хочу выразить искреннюю благодарность всему коллективу факультета.

Важным условием успешной деятельности деканата факультета является сохранение традиционной атмосферы доброжелательности, внимания к проблемам студентов, аспирантов, сотрудников. Декан и деканат должны работать открыто, в тесном взаимодействии с руководителями кафедр, лабораторий, отделов и служб факультета. Служение химическому факультету и Московскому университету требует от каждого из нас высокой ответственности.

Благодарю за внимание.
Декан Химического факультета МГУ,
академик РАН, профессор В.В.Лунин


Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору